Министерство промышленности и торговли внесло в Думу законопроект о нестационарной и мобильной торговле. Считается, что это создаст новые рабочие места, а главное — позволит производителям продуктов питания найти дорогу к покупателю, минуя крупные торговые сети. Как метко заметил некогда один красноречивый премьер-министр, «никогда такого не было, и вот опять».


Уличная торговля позволит производителям выйти к покупателям напрямую, считают в Минпромторге
Уличная торговля позволит производителям выйти к покупателям напрямую, считают в Минпромторге


Повсеместная уличная торговля сопровождала новое капиталистическое российское государство с самых первых его дней. Рынки, ларьки, базарчики, уличные павильоны — всё это довольно быстро стало частью городской жизни, без которой представить себе российские города было уже невозможно. Но вот подросли крупные торговые сети (а с ними и лоббисты сетевиков), и уличных конкурентов начали мало-помалу выдавливать с рынка.


Где-то это делалось жёстко и редко (как в Москве, где сотни киосков снесли буквально в одну ночь), где-то — постепенно. Но результат был примерно одинаков во всех крупных городах. Мелкую, несетевую торговлю убрали с основных магистралей и площадей. Теперь, выходит, зря старались.


Смысл затеянных преобразований, судя по всему, в том, чтобы дать небольшим предприятиям пищёвки гарантированный выход к покупателю. Даже огромный гипермаркет не способен разместить у себя на полках всю колбасу, которую ему готовы предложить мясопереработчики. И уж тем более это не могут сделать универсамы типа «Пятёрочки» и «Магнита». Уже не говоря о том, что любая сеть пытается выжать из поставщика минимальную входную цену, заставляя работать на пределе рентабельности.


Сельскохозяйственная ярмарка на площади Маркса
Сельскохозяйственная ярмарка на площади Маркса


Вот чиновники из Минпромторга и предлагают создать дополнительный канал продаж, через который многочисленные мясокомбинаты, сыроварни и птицефермы смогут выйти к покупателю напрямую. Безо всяких, знаете ли, входных билетов, ретробонусов и отсрочек. Привёз в киоск пару ящиков, продал и к вечеру деньги в кассе.


Идея хорошая, но есть нюансы. Кроме крупных торговых сетей у борьбы с уличной торговлей были и другие интересанты. Например, Федеральная налоговая служба. Торговые сети с кассами, банковскими счетами, инкассацией — они же как на ладони. Нет, конечно, и там можно что-то утаить от налоговиков, но это уже требует куда более тонких усилий. А уличный автофургон собрал выручку, и ищи его потом.


Не очень понятно и то, как контролировать качество продуктов в подобных точках. И к сетевой-то рознице здесь есть масса вопросов. Но там хоть у людей есть адрес, юридическое лицо. А с продавца в автолавке какой спрос? Завтра та же машина приедет с документами уже другого ИП и всё.


Уличная торговля в Марселе. Там в такой рынок под открытым небом превращён целый квартал. Но если вы не хотите толкаться среди покупателей, туда можно просто не ходить 
Уличная торговля в Марселе. Там в такой рынок под открытым небом превращён целый квартал. Но если вы не хотите толкаться среди покупателей, туда можно просто не ходить 


Ну сам по себе процесс уличной торговли, увы, в реальности сопровождается грязью вокруг торговых точек, мусором и вообще этим вот ощущением цыганского табора, от которого хотя бы в центре удалось избавиться (в начале года даже вечный, казалось бы, базар перед ГУМом исчез).


То, как выглядит в наших условиях эта самая уличная торговля, любой желающий может видеть на периодически проходящих продовольственных ярмарках (самая большая разворачивается на площади Маркса). Там действительно бывает есть, что прикупить, но сам процесс выглядит, как смесь эвакуации и раздачи гуманитарной помощи. Только и то, и другое происходит за деньги.


Уличная торговля в Европе четко ограничена по времени. Это позволяет приехать на рынок самим фермерам
Уличная торговля в Европе четко ограничена по времени. Это позволяет приехать на рынок самим фермерам


Всё это, однако, можно и нужно ввести в какое-то цивилизованное русло — было бы желание. Во-первых, отделить торговлю картошкой мешками от продажи колбасы и сыра. Это всё же слишком разные форматы. Человек, купивший мешок картошки, скорее всего, повезет его домой не на трамвае, а значит в состоянии доехать до мелкооптового рынка. Если недостаточно тех, что есть, нужно просто построить новые.


Для городских ярмарок же можно выделить какие-то постоянные зоны, где торговля будет разрешена только в определенное время. К примеру, в субботу и воскресенье с 9 до 16 часов. Например, на той же площади Маркса есть приличных размеров пустырь вокруг выхода из метро рядом с возобновившейся стройкой гостиницы «Турист». Там торговля никому не помешает и не создаст пробок. Пусть приезжают и фермеры, и представители небольших производств и торгуют там сами. Но только пусть это будет место, которое горожане, не нуждающиеся в таких продуктах, могут беспрепятственно миновать.