Обнаженная Маргарита

Оперный театр удивил нетрадиционной трактовкой «Фауста» — на сцену пустили живых коней и нагих стриптизерш

«Фауст» и все остальное — так можно охарактеризовать нынешний репертуар Новосибирского оперного театра. Этот яркий спектакль выбивается из общего ряда постановок НГАТОиБ. Подготовка оперы заняла год. Был собран великолепный состав певцов. В качестве актеров Игорь Селин привлек гимнастов, детей и даже лошадей и танцовщиц стриптиза. Все это ради воплощения идеи, которая подтвердила репутацию НГАТОиБ как одного из самых новаторских театров мира.

Справка: «Фауст» — опера в 3 актах с прологом. Композитор — Шарль Гуно. Либретто написано по первой части трагедии Иоганна Гете. Исполняется на языке оригинала (французском). Режиссер-постановщик — Игорь Селин. Роли в спектакле исполняют 28 солистов оперы и балета. Всего в спектакле задействовано более 300 артистов. 3 декабря 2011 года Игорь Селин представил концертную постановку «Фауста». Она стала «прологом» к основной постановке, премьера которой без балетных партий состоялась 4 июля 2012-го. В сентябре 2012 года состоялась премьера оперы в полной версии.

Весной этого года я побывал на концертном исполнении «Фауста» и из зала вышел в смятении. Поводом стали иллюстрации к опере, в качестве которых режиссер выбрал произведения австрийского художника Готфрида Хельнвайна. Эти картины шокируют и завораживают. Их хочется понять. «Но причем здесь «Фауст»?» — спрашивали зрители.

Лишь оказавшись на премьере «Фауста» в сентябре этого года, я понял, что Игорь Селин загодя готовил к нему зрителей. Режиссер, выдавая идею порциями, на протяжении полугода делал намеки на то, как будет выглядеть его история общения Человека и Властителя тьмы.

Игорю Селину удалось то, что редко удается всем, кто берется в театре или в кино ставить такие произведения. В первую очередь я, конечно, имею в виду, кроме «Фауста», «Мастера и Маргариту». Герои Игоря Селина проходят путь не только в пространстве, но и во времени. Намеков на такое перемещение полно и у Гете, и у Булгакова, но все постановщики двигают действие прямолинейно в пространстве, от точки А до Б, и так же во времени. У Игоря Селина на сцене меняются страны и чередуются эпохи, но не исчезает главная мысль.

Декорации нынешнего «Фауста» — это отдельный герой спектакля, как и игра света. Сцена полна неожиданностей и подробностей.

Все эти рыцари, античные войны, средневековые костюмы и современные машины сочетаются органично. Но если на секунду оторвать взгляд от действия на сцене и обратить внимание на задний план, то там, на черных стенах, вы увидите безумный танец теней. Выглядит он как пародия на кривляния людей, как потусторонняя пляска демонов. Или наоборот — человеческое пиршество выглядит лишь отражением праздника темных сил.

Лаконичность костюма Маргариты предсказуема, а вот облачение Фауста в первых двух актах, кажется, не удалось. Строгость фрака — это не наряд путешественника, тем более молодого. Фауст кажется скованным. Ему как будто хочется вырваться из этой условности. Куда органичнее в этом действе выглядит Мефистофель.

Из трех премьерных спектаклей я видел тот, в котором Мефистофеля сыграл Николай Лоскуткин. Его Мефистофель исполнен властности в начале, насмешлив на празднике, где исполняет знаменитые куплеты, испуган перед силой веры, суетлив и услужлив в сцене с зеркалом для Маргариты, игрив в эпизоде с Мартой и беспощаден в сцене проклятия и приговора Маргариты. Единственное, что резануло за весь спектакль, это момент в куплетах, когда оркестр заглушил Николая Лоскуткина. Они попали в унисон и на мгновение голоса артиста не услышали зрители ни на ярусах, ни в партере. То есть дело не в пресловутой акустической «яме», а в чем-то другом.

Фауст в исполнении Владимира Чебряка выглядел наивным. Актер, на мой взгляд, увлекся попыткой изобразить соблазнителя. К сожалению, Марта умерла на сцене бесславно. Жаль. Ее образ заслуживает большего. Прекрасен Зибель. Контртенор Владимира Магомадова, без сомнения, был лучшим голосом вечера.

Понравилась Маргарита в исполнении Ирины Новиковой. Кроме нее, Маргариту исполняют Ольга Колобова и Ирина Чурилова (на фото). Ирина Новикова не только отлично исполнила партии, но замечательно «отыграла» «беззвучные» эпизоды. Выразителен был и исполнитель роли Валентина Павел Янковский. Желание мести его героя не было ни капли смешным.

Игорю Селину, без сомнения, удались массовые сцены с участием хора. Чего стоит только режиссерская находка, изображающая судилище под предводительством Мефистофеля, с потрясающими деталями — пишущей машинкой, куклой и детьми. Вот где окончательно открылась та, вызвавшая у меня бурю негодования идея концертного исполнения. И световые эксперименты, и подвижность декораций, и разделение пространства на «этажи», и образы демонов, и «мясорубка» чертова колеса, и муки грешников в аду не дают отвлечься от действия ни на секунду.

Легкой и непринужденной получилась балетная часть — Вальпургиева ночь. На какое-то мгновение зрители даже забыли, что это тот самый бал, который правит Сатана.

И немного о том, о чем после премьеры говорили даже новосибирские таксисты. Действительно, на сцене были обнаженные балерины и лошадки.

В последних, впрочем, нет ничего особенно необычного. В НГАТОиБ, например, лошадь и ослика используют в балете «Дон Кихот». Обнаженные женщины в «Фаусте» появляются дважды: в самом начале, когда Фауст видит Маргариту в образе ангела, и в сцене, завершающей Вальпургиеву ночь, когда десяток танцовщиц топлес и в противогазах изображают уродство потустороннего мира.

Мне стало известно, что директор театра Борис Мездрич и режиссер Игорь Селин обсуждали эти сцены и пришли к выводу, что в контексте спектакля это выглядит органично и естественно. Даже самые придирчивые зрители отметили, что диссонанса не было. Предполагаемого скандала не случилось. Кстати, фотографировать девушек нельзя. Это, как пояснили сотрудники театра, прописано отдельным пунктом контракта.

Опера будет звучать на сцене НГАТОиБ нечасто. В следующий раз спектакль покажут только в конце ноября, и билетов на него уже почти нет. На премьеру «Фауста» приезжали представители национальной премии «Золотая маска». В дирекции «Золотой маски» подтвердили, что есть мысль номинировать этот спектакль, но окончательное решение будет принято 15 ноября.


Сергей Стюард
Фото Виктора Дмитриева, предоставлено НГАТОиБ

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама