Ксения Войт, 23 года, театр «Старый дом»: 


«Когда я училась в другом институте, на совсем другую профессию, моя тётя отдала мне билеты в учебный театр НГТИ на "Вишнёвый сад". Тогда я и поняла, что хочу учиться с такими людьми, учиться у таких людей. Поняла, что труд вполне может быть праздником. Я бы даже сказала, что не спектакль меня впечатлил, а люди. Живые и заинтересованные.


Ксения Войт пришла в «Старый дом» этим летом
Ксения Войт пришла в «Старый дом» этим летом


На первом курсе мне пришлось практически полностью отказаться от общения с друзьями, от помощи семье. Но со временем учишься распределять силы, поэтому всё в наших руках. Зачем отказываться вопреки собственному желанию? Нужно грамотно приоритеты расставить. Врать не буду, от мира слегка отрешённо существовали в институте, должны были научиться жить в нужном ритме, а дальше — посмотрим. Вдруг обманываюсь.


О мечтах говорить хочется, но сложно и опасно. Как говорится, хочешь рассмешить Бога... Скажу только, что с невероятным удовольствием прикоснулась бы к Чехову! Пока что я убеждена, что все могут играть всех, поэтому я за разрушение системы амплуа — такой, какая она была и какая есть сейчас.


Она мечтает сыграть одну из героинь пьес Чехова
Она мечтает сыграть одну из героинь пьес Чехова


(М.М.: Красота и молодость сильно важны в работе артиста?) Мне кажется, что красота очень относительна. Может помочь, а может и злую шутку сыграть — например, если надеяться только на неё.


О стереотипах — в отзыве к одному из спектаклей "доброжелатель" написал примерно следующее: "Лишнего пить нельзя никому, но ей пить нельзя ничего точно". 


Или часто слышу: "Актриса? Играешь сейчас? Всё не по-настоящему? Врёшь?". А когда пытаешься объяснить, что ты четыре года учился говорить правду, — не верят. И ещё есть две полярности: либо у тебя не должно быть личной жизни вообще, либо ты ведёшь беспорядочные связи направо и налево».


Анастасия Косенко, 22 года, театр «Красный факел»: 


«Конечно же, когда я в девятом классе начинала думать в сторону этой профессии, да и даже когда окончательно определилась в одиннадцатом классе, что пойду поступать в театральный, я могла только мечтать о таком будущем. Я говорю о потенциальных возможностях, открывшихся передо мной теперь, когда меня взяли в "Красный факел".


Анастасия Косенко надеется играть и сильных, и слабых женщин
Анастасия Косенко надеется играть и сильных, и слабых женщин


Естественно, что я как любой артист мечтаю о ролях — о ролях главных, конечно. Мечтаю играть героинь сильных, а может, и слабых — разных! Это же интересно, когда одна роль не похожа на другую.


Сейчас, пока молод, нужно встать на ноги, нужно и другим, и себе доказать, что ты чего-то стоишь, а для этого нужно трудиться не покладая рук. Театр любит, чтобы ты посвящал себя только ему, нужно ему в этом угождать и жертвовать чем-то для дела. Но, если подумать, разве мы не идём на уступки перед теми, кто нам небезразличен. Только в настоящей любви не замечаешь тягот лишений — ты окрылён чувствами.


Больше всего я ненавижу, когда меня просят произнести тост, сопровождая это фразой: "Ты же артистка, должна хорошо это делать, это твоя профессия...". 


Это где такое, простите, написано? Нет, я мечтаю произносить не тосты, а реплики героев спектаклей, которых, я надеюсь, будет великое множество!».


Иван Зрячев, 23 года, театр «Глобус»: 


«Профессию я сформулировал для себя в классе десятом. У нас в школе чудным образом открылась студия Константина Хабенского — место, где можно было фантазировать, жить, чувствовать... Сбежать от учебников. И там мне было очень хорошо. Я понял, что ничего другого мне и не надо.


Иван Зрячев считает, что красота не зависит от внешности
Иван Зрячев считает, что красота не зависит от внешности


У меня такая фактура, что в театре продолжительное время я буду играть совсем юных романтичных людей. Есть такое предчувствие. Иногда чувствуешь себя уже мужчиной, а на сцене надо быть ребёнком, но это вполне может стать моей отрадой. Хотелось бы поиграть отрицательные роли. Очень греют роли Малыша Алекса из "Заводного апельсина" и императора Калигулы.


Красота и молодость — это внутренности актера. Красота не зависит даже от внешности. 


Можно быть очень привлекательным, имея кривой нос. Кривой нос, который станет твоей изюминкой. Вопрос энергии и обаяния. За это и берут.


Это суровая профессия. Не получится прийти домой и побыть нормальным человеком, не получится "снять" её на время — всегда будут висеть вопросы, на которые ты будешь искать ответы головой и душой. Многие люди думают, что это поверхностная профессия (мол, любой дурак может выучиться на актёра), что пользы для общества никакой. Это нервирует. Я скажу, что это такая же важная профессия, как и врач. Верю, что театр может спасти жизнь.


Не люблю, когда актёрская профессия ассоциируется с алкоголем. Выпивают все и независимо от профессии. Обычно, когда узнают, что ты актёр, просят прочитать стихотворение или монолог из "Крёстного отца". Что-то вроде обезьянки из зоопарка, очень смешно и мило».


Алина Шайхеева, 25 лет, Новосибирский музыкальный театр:


«Я росла в семье музыкантов. С раннего возраста, начиная с детского сада, я выходила на сцену. Мне это доставляло большое удовольствие, и сомнений не было, что будущее — артистическое.


Алина Шайхеева выросла в семье музыкантов
Алина Шайхеева выросла в семье музыкантов


Первые серьёзные роли меня нашли в консерватории — студенческие спектакли мне дали шаг вперёд в моей работе над своими актёрскими способностями.


Мечтаю сыграть всё! А вообще, у артиста амплуа должно быть универсальным. 


Считаю, что человек должен отказаться от лёгкой работы, если он действительно хочет стать настоящим артистом.


Красота и молодость не могут мешать актёру. А вообще, в каждом возрасте есть свои прелести, большое значение имеет опыт».


Арина Литвиненко, 21 год, театр «Глобус»: 


«Если бы этот вопрос (М.М.: Когда вы поняли, что хотите быть актрисой?) задали моему дедушке, он бы рассказал свою любимую историю о том, как я в четыре года, изображая Верку Сердючку на домашнем концерте, заявила ему, что мне надо на большую сцену, потому что "видишь, как мне хлопали".


Арина Литвиненко хотела бы сыграть Наташу Ростову и Анну Одинцову
Арина Литвиненко хотела бы сыграть Наташу Ростову и Анну Одинцову


Когда поступали, нам тоже задавали этот вопрос: "О какой роли мечтаете?". Тогда не задумываясь сказала: о Наташе Ростовой. Недавно поняла, что очень хотела бы сыграть Одинцову из "Отцов и детей". Но, кажется, сейчас я уже не Наташа, но ещё и не Анна.


Если говорить об амплуа — институт отличное место, чтобы рушить стереотипы. Где ещё в 20 лет ты сможешь сыграть 60-летнюю умудрённую опытом женщину? 


В театре, я подозреваю, такого не будет. Хотя кто знает: современное искусство — вещь непредсказуемая.


Меня всегда пугали, что нужно отказаться практически от всего, чтобы стать настоящим актёром, что о друзьях, семье, свободном времени и праздниках ты можешь забыть. Неправда! Пока что мне кажется, что отказываться, наоборот, нельзя! А где же брать силы? То, что у актера странный график, — это издержки профессии. Врачи тоже работают первого января. Единственное, на что точно не стоит рассчитывать, — это огромные гонорары. Но ведь не это главное! Главное — любить то, что ты делаешь.


Мы с однокурсниками как-то даже создавали топ самых часто задаваемых вопросов студентам театрального. Первое место — когда в кино увидим? На втором — обязательный вопрос про бесплатный билетик в театр. Это и забавно, и неловко. А если серьёзно — расстраивает, что всё ещё бытует мнение, что артисты — легкомысленные люди, да и профессия это несерьёзная. Таких образованных, начитанных и интересных людей, как актёры, ещё нужно поискать!».


Элина Зяблова, 22 года, театр «Глобус»: 


«Уже в девятом классе узнала, что одноклассницы записались в музыкальную школу на курс театрального отделения. Тут и рвануло у меня, пошла с ними. У меня всё так выходило, что, несмотря на дикую боязнь сцены, неимоверный внутренний зажим, синдром отличницы, меня выделяли, давали главные роли, да и я сама выпускала всех своих демонов.


Элина Зяблова восхищается сильными женщинами — например, героинями античных трагедий
Элина Зяблова восхищается сильными женщинами — например, героинями античных трагедий


Мечтается всё же стать артисткой, за которой не закреплено определённого амплуа. Но, к сожалению, внешность, личный характер и темперамент чаще всего мешают этим мечтаниям. Меня очень привлекают сильные, независимые женщины, мощные личности вплоть до древнегреческих героинь — Медеи, Антигоны. 


Однако есть и огромная жажда слабых, влюблённых, женственных героинь. В данный момент роль мечты — это набоковская Лолита.


Красота и молодость в театре — растяжимые понятия. Молодость помогает в плане сил и амбиций, а иногда мешает: когда пытаешься соответствовать, становится только хуже, переигрываешь, много напрягаешься и тратишь больше, чем нужно. Я сама ловлю себя на мысли, что приятней ведь смотреть на красивое тело, на красивое лицо. Но хорошо, что есть великая сила обаяния, которая дарит талантливым, но не с выдающейся внешностью людям, возможность творить — и творить порой мощнее, нежели красавцы.


Раздражает, что многие думают: артисты глупые и малообразованные. У меня тут недавно спросили: "А что, актёры пьют после каждого спектакля?". Это ужасный стереотип про алкоголь. Конечно, у него есть своя почва, но, боже, это люди как люди, которым требуется отдыхать, и уж точно не каждый день и не после каждого спектакля».


Юлия Шабайкина, 26 лет, «Первый театр»:


«Я просто знала, что театр — это единственное, что заставляет меня понимать и видеть разный мир: добрый, злой, с любовью или войной. И то, что я от этого знакомства (с театром. — М.М.) испытала, я не испытывала нигде более. 


Юлия Шабайкина уволилась из банка и стала актрисой
Юлия Шабайкина уволилась из банка и стала актрисой


Мне просто очень хотелось быть хоть как-то причастной к этому, и я уволилась из банка, забрала документы из института и решила так: попробую с самого странного и страшного, что, скорее всего, у меня не получится. Попробую поступить в театральный институт. Мне был 21 год.


Мечтаю я о Сонечке ("Дядя Ваня" Чехова). А вообще, не хочу думать о том, какое амплуа или какую героиню я бы хотела сыграть больше, ибо сразу будто границы рисую. Зачем? Те роли, которые мне дадут, — в них я и буду искать то, о чём мечтаю. А знать своё амплуа — нет, пусть это решают режиссёры.


(М.М.: Важна ли красота и молодость для актрисы?) А что есть красота? Молодость и красота для меня не обязательно связаны.


Что значит настоящий актёр? Если ты выбрал эту профессию, а она тебя, то будь честным, созидай, учись. Актёр — это уже большое, цельное понятие. 


Раньше я думала, что от всего нужно отказаться, что нужно посвящать всего себя делу, которым ты занимаешься. И никакой любви и всего того, что могло бы отвлекать. 


Но потом поняла, что не так всё просто — без любви никуда. Из любви всё. Просто нужно уметь правильно себя распределять что ли.


Бесит, когда [говорят]: "Ну, давай, покажи чё-нить, вас же там в «театралке» учат всякому!". Но в моём окружении мало таких людей».


Семён Грицаенко, 24 года, «Первый театр»:


«Я решил, что стану актёром, в одиннадцатом классе. Но не сразу начал работать по профессии — после окончания института я пошёл в армию. Там отслужил год, после чего вернулся и решил полгодика отдохнуть — посмотреть Россию. А потом работал педагогом по актёрскому мастерству у детишек.


Семён Грицаенко мечтает сыграть Генриха V
Семён Грицаенко мечтает сыграть Генриха V


Это профессия, которая облагораживает тебя независимо от того, какой ты внешности и возраста.


Если артист действительно верит в то, что он делает и любит, и получает от этого удовольствие, он априори не может быть, извините за выражение, страшным или каким-то корявым. 


Я мечтаю сыграть роль Генриха V — это прям моя заветная мечта.


В наше время (да и в старые времена) всегда приходилось чем-то жертвовать. Не только во имя профессии, но и во имя любви, во имя человека, своих каких-то моральных качеств. И профессия у нас из таких, где жертвы просто "бегут рекой". Надо жертвовать свободным временем, много работать надо, много заводить контактов, много учиться, читать, смотреть, видеть, слышать и слушать. Это как отношения, над которыми нужно всю жизнь работать.


Стереотипы об артистах, которые меня смешат или бесят? Это, конечно, что все они наркоманы и алкоголики нетрадиционной ориентации. О том, что артисты глупые, что артисты — это богема. Они есть, но в любой профессии есть такие люди».


Станислав Скакунов, 21 год, театр «Глобус»:


«Впервые я подумал о том, чтобы стать актёром, в девятом классе. Тогда же и решил, что поеду поступать сразу после окончания школы.


Станислава Скакунова обижает, когда люди говорят, что артистом «может стать любой дурак»
Станислава Скакунова обижает, когда люди говорят, что артистом «может стать любой дурак»


В данный момент я не могу точно сказать, какую роль мечтал бы сыграть. Возможно, это придёт со временем. Хочется сейчас пробовать многое. [Молодость и красота], конечно, помогают! И этим нужно тоже пользоваться, но, конечно, не делать все ставки только на это.


Приведу в пример один из стереотипов. Это когда говорят, что артистом может стать любой дурак и что это несерьёзная профессия».


Алина Юсупова, 21 год, театр «Глобус»:


«Всегда выбирала между журналистикой, танцами и театром, но в восьмом классе после прохождения каких-то курсов по журналистике поняла, что выбор в пользу театра очевиден.


Алина Юсупова мечтает о роли Анны Карениной
Алина Юсупова мечтает о роли Анны Карениной


Слово "амплуа" терпеть не могу и не понимаю его. На мой взгляд, есть фактура, но если ты податлив, находишься в поиске нового опыта, новых возможностей, нужно выбивать из себя это "амплуа". А роль мечты на данном этапе жизни — Анна Каренина.


Я думаю, что молодость и красота очень помогают, причём не важно, сколько тебе лет. Я видела "молодых" артистов в возрасте и "пожилых" выпускников. Дело ведь не в количестве лет, а во внутреннем восприятии, огне, этой свежести, которая так присуща молодёжи.


Я думаю, что [актёр] должен скорее не отказаться [от многого ради работы], а научиться принимать как данность окружающие обстоятельства. 


Как данность, что тебя нет сутками дома. Как данность, что у тебя нет выходных. Как данность, что теперь есть не только ты, но и партнёр. Просто принять то, что твоя жизнь не будет прежней.


Самые забавные [мифы] — это, наверное: "Ну, давай, прочитай/сыграй/рассмеши, ты же актриса!". Ведь все актёры — лихие импровизаторы и всегда готовы тут же развлечь».


Читайте также:

«Долгожданные маньяки»: 5 лучших сериалов, которые выйдут до конца года. Среди них: триллер по Кингу, проект калибра «Настоящего детектива» и вестерн от братьев Коэн.