«Ночь в музее»: скелеты прошлого (фоторепортаж)

Тысячи горожан спустились ночью в мрачный подвал под Красным проспектом и поиграли в жертв сталинских репрессий

Для нескольких тысяч новосибирцев главным событием уик-энда оказалась «Ночь музеев». Центром притяжения стал краеведческий музей, но площадок теперь устроили больше и было невозможно увидеть все: и спиритический сеанс, и допросы НКВД в Музее СССР, и японскую чайную церемонию в художественном музее, и концерт буддийских монахов в музее природы НСО… Прошлогодняя — первая для Новосибирска — «Ночь» оказалась репетицией нынешней. Только на смену обнаженным разрисованным девицам первой «Ночи» пришла военная тема — как отголосок недавнего Дня Победы: в музеях потрясали винтовками и ели трофейную тушенку красноармейцы, а в подвале краеведческого замуровали живого фашиста и модели военной техники. Корреспонденту НГС.РЕЛАКС показалось, что, выиграв в организации и программе, по сравнению с первой эта «Ночь» немного потеряла в общем ощущении радостной эйфории публики — вместе с новизной.

Справка: «Ночь музеев» — международная культурная акция, изобретенная в Берлине в 1997 году и с тех пор охватившая больше сотни городов в одной только Европе. Проходит в мае, в ближайшие к международному дню музеев выходные. Музеи не только остаются открытыми на ночь, но и завлекают новых адептов культурного досуга непривычными программами и показом обычно скрытого. Первым городом России, устроившим культурные народные гуляния по европейскому образцу, стал Красноярск в 2003 году. В Москве первая «Ночь музеев» прошла в 2007 году, в Новосибирске — в 2009-м.

  • По официальной информации, все площадки — краеведческий и художественный музеи, Музей СССР, музей Октябрьского района, музей науки и техники в Академгородке и другие — собрали за ночь до 10 000 посетителей.
  • Большая часть — около 7000 гостей — прошла через краеведческий музей (в прошлом году было около 5000). После прошлогодней душной «Ночи» там улучшили вентиляцию. И усилили охрану.
  • Золотое, но голубоглазое живое изваяние символизирует «Сибирский Чикаго». За спиной у него зал, где в стрекочущей проектором тишине с полсотни зрителей смотрят немое кино новониколаевских синематографов.
  • Загримированные под золото, бронзу и гипс живые скульптуры изо всех старались дышать и моргать пореже — и менять позу украдкой, когда никто не смотрит.
  • В «Ночь» открылась выставка «Параллельные миры» с графикой из собрания рижской Галереи сервиса частных коллекций ID — включавшая работы Василия Кандинского (на фото), Жоана Миро, Генри Мура и так далее.
  • «Человек прожил жизнь в маске, и кожа атрофировалась, — поясняет инсталляцию «Железная маска» омский художник Сергей Баранов. — Выбор — остаться свободным и наращивать новую кожу или выбрать новую маску — несвободу».
  • Параллельно с выставкой фото «Сто видов Торгового корпуса» — сто лет истории одного из самых узнаваемых зданий города — на фасады краеведческого вернули дореволюционные вывески.
  • В этом году перформансов в краеведческом было меньше, чем в прошлом, зато экспозиции были интереснее.
  • Заглотнув наживку в виде современного искусства и ночного увеселения, толпа бродила и вокруг постоянных экспозиций с артефактами недолгой истории города. На фото — наряд горожанки эпохи НЭПа…
  • «С одной стороны, сейчас модно все делать ночью, с другой — важно привлечь людей, поэтому все способы хороши, — говорит горожанка в наряде уже нашей эпохи. — У меня море впечатлений».
  • Билет стоил 150 рублей. «Русские люди любят халяву, а за удовольствие надо платить, — не без раздражения комментировал директор Андрей Шаповалов. — Это трудное и дорогое мероприятие, поэтому бесплатным быть не может».
  • В 2009 году музей за «Ночь» получил полмиллиона рублей — за билеты и от спонсоров («Только штаны поправить» — пояснил господин Шаповалов). Надо отметить, что и в Европе «Ночь» далеко не везде бесплатна.
  • Больше всего публику тянуло в подвалы краеведческого — там посетители обнаруживали выставку «История Победы в миниатюре»: более 700 моделей военной техники.
  • Модели были предоставлены Клубом историко-технического стендового моделизма «1:72». На фото — «МиГ-3», на таком летал Александр Покрышкин.
  • Члены клуба «Живая история» демонстрировали форму времен ВОВ. «Реконструкция — это погружение в историю, а не идеологию», — отвечает на вопрос, не противна ли ему форма вермахта, врач Андрей Головлев.
  • Большая очередь стояла в «Кунсткамеру», по легенде, случайно обнаруженную под зданием торгового корпуса (в «Ночь» вообще сильно ощущается потребность молодого города изобретать себе историю на ходу).
  • Для «Кунсткамеры» позаимствовали экспонаты из анатомического музея мединститута, обычно закрытого для посторонних.
  • В углу скорчились мумии — результат экспериментов советских врачей 20-х годов.
  • Подвал бывшего Торгового корпуса с некрашеными облупленными стенками старой кирпичной кладки и всегда приятным ощущением, что пустили туда, куда обычно не пускают…
  • …выглядит эффектно даже без развешенных по стенам медицинских инструментов и вызывавшей у толпы нервное хихиканье сплющенной белки.
  • Вокруг музея тоже гуляли толпы — в Первомайском сквере играла местная группа «Дети понедельника», а известный сотовый оператор проводил конкурсы и пускал гигантские мыльные пузыри.
  • В десяти минутах ходьбы от главной площадки — Музей СССР (скорее, полумузей-полукомиссионка), расположенный в деревянном купеческом особнячке, который в 30-е годы занимало НКВД. Там гости в подвале играли в допросы.
  • Публика, в основном, по виду рожденная под перестройку, в Музее СССР принималась в пионеры, а во дворе под гитару распевала советский гимн. А поднявшись по узкой лестнице…
  • …на чердак, можно было поучаствовать в спиритическом сеансе, куда был приглашен дух ясновидящего Вольфа Мессинга. Духота и хихиканье Мессинга спугнули.
  • В подвале играли в застенки НКВД. «Были две очереди — для роли следователей и обвиняемых. И все хотели сразу в две очереди, — говорит дама-смотрительница. — Люди жаждали крови — мы пожалели, что не разлили немножко…
  • …Это, конечно, интересно молоденьким. Взрослым людям — не смешно». Тем временем в углу двое «красноармейцев» позировали на фоне аутентичной закуски. «Ночь» вообще вышла милитаристской — по следам Дня Победы.
  • Ближе к полуночи музеи завершили работу, а в краеведческом стало тесно и кассы закрыли. Эта «Ночь», будучи лучше организованной, все же потеряла в радостной эйфории по сравнению с первой, впрочем…
  • …эффект улыбающегося европейского города все же был. «Живу напротив, увидела в окно и вышла!» — порадовалась Галина Федоровна, плясавшая под живую музыку у нового музея НСО. Для такого и нужна «Ночь музеев».

Материал подготовили Елена Полякова и Татьяна Кривенко

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама