Маленькие божественные трагедии


Оперы Сергея Рахманинова исполняются довольно редко и впервые будут представлены в Новосибирском театре оперы и балета.


Либретто оперы «Скупой рыцарь» создано на текст одной из пушкинских «Маленьких трагедий», Рахманинов внес в него лишь несколько незначительных изменений; в либретто «Франчески да Римини», написанном Модестом Чайковским, отражен эпизод «Божественной комедии» Данте, пятая песнь «Ада». Несмотря на то что в «Скупом рыцаре» нет и намека на лирику, а «Франческа да Римини», напротив, исполнена глубокого романтизма, оперы роднит высокий градус эмоций, трагическая мощь гениальной рахманиновской музыки и герои, изображенные в момент наивысшего проявления страстей.


Маленькие божественные трагедии


Режиссер-постановщик оперы «Франческа да Римини» Вячеслав Стародубцев привлек к созданию нового спектакля творческую команду, уже знакомую зрителям НОВАТа по нескольким оперным постановкам: художника-постановщика Жанну Усачёву, режиссера по пластике Сергея Захарина и художника по свету Сергея Скорнецкого. Музыкальным руководителем постановки впервые в НОВАТе выступит Ара Карапетян. Визуально спектакль решен в стилистике гравюр Гюстава Доре к «Божественной комедии» Данте Алигьери — лаконичное колористическое решение, костюмы, отсылающие к эпохе Высокого Возрождения и сценическое пространство, стилизованное под рыцарский зал.


«Мы следуем за музыкой Рахманинова. Драматическая мощь этого сочинения предполагает, что это будет высокая трагедия. Поэтому мне совершенно логичным представляется и хор как действующее лицо в традициях античного театра, и римские театральные маски», — отметил Вячеслав Стародубцев.


Маленькие божественные трагедии


Режиссер Алексей Смирнов увидел в сюжете и музыкальной фактуре оперы «Скупой рыцарь» черты, свойственные кинематографическому жанру 30–40-х годов, называемому нуар: «Многие сцены нашего спектакля визуально решены в стилистике черно-белого кино 30–40-х годов. Почему мы обратились к этому направлению? Нуар — это жанр, главные составляющие которого — драма, тайна, смерть и деньги. Все это присутствует в пушкинском тексте». Сценографию и костюмы к спектаклю создает Елена Бодрова, Сергей Скорнецкий работает над световой партитурой.


Маленькие божественные трагедии


Над постановкой «Скупого рыцаря» молодой режиссер работает вместе с опытным мастером — музыкальным руководителем спектакля Ара Карапетяном. Алексей Смирнов поделился некоторыми деталями совместной работы: «В процессе работы для нас стало очевидно, что оркестр — один из главных участников спектакля. Рахманинов мастерски работает с оркестровой тканью, в опере нет незначительных музыкальных моментов, важен каждый такт. Поэтому оркестр — центральная точка нашего спектакля».


Маленькие божественные трагедии


Обе постановки камерных опер Рахманинова выступают за границы жанра: Вячеслав Стародубцев скрещивает оперу с хореографией, Алексей Смирнов свой спектакль видит как синтез оперы и киноискусства. Постановщики обоих оперных спектаклей едины во мнении, что само сценическое пространство зала имени Зака располагает к экспериментам и нестандартным решениям.


Сергей Рахманинов, «Франческа да Римини». Премьера

Зал имени Исидора Зака, 10 апреля в 19:00.


Сергей Рахманинов, «Скупой рыцарь». Премьера. 

Зал имени Исидора Зака, 17 апреля в 19:00.


Билеты можно приобрести в театральных кассах, на сайте novat.nsk.ru, а также у партнеров.

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Новосибирский государственный академический театр оперы и балета», 630099, Новосибирск, Красный проспект, 36, ОГРН 1025402487626

Маленькие божественные трагедии