«Хочу нарисовать Юрченко» (фоторепортаж)

Открылась выставка Никаса Сафронова — неумело рисуя элиту, он заработал себе на замок в Шотландии и хоромы в Москве

В то время как в городе еще не утихли страсти по «Родине» — скандальной выставке Марата Гельмана, попавшей в опалу у местной администрации, в художественном музее открылась персональная выставка Никаса Сафронова — которого одни называют русским Дали, а другие — идеологом самопиара, потакающим дурновкусию толпы. Сафронов привез в наш город 80 работ, среди которых много портретов звезд и политиков, помещенных в неожиданный исторический контекст. Именно благодаря портретам, написанным на заказ для известных людей современности, Сафронов и стал известен — причем, в основном, даже не как художник, а как светский персонаж. Корреспонденты НГС.РЕЛАКС, ранее не знакомые с творчеством мэтра, отправились на выставку в художественный музей, чтобы разобраться, что к чему.

Справка: Сафронов Николай Степанович родился 8 апреля 1956 года в городе Димитровграде Ульяновской области. Окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова, академик Российской академии художества (данные сайта nikas-s.ru/ru/biography.html). Сафронов писал портреты многих политических и общественных деятелей, звезд шоу-бизнеса.

  • Появившись перед журналистами в компании директора НГХМ и министра культуры НСО, Никас заявил, что он только что от губернатора. «Яркий, ищущий, думающий, творящий», — сыпал эпитетами популярный художник в адрес главы НСО, а в конце признался…
  • …что готов написать его портрет. Художник привез 80 работ — «все, что было в галерее», — и сообщил, что некоторые картины будут меняться, по мере их продажи, а одну из них уже приобрел бизнесмен Дмитрий Никитин родом из Новосибирска.
  • Картины художника есть также у мировых звезд: Софи Лорен, Жана-Поля Бельмондо, Мадонны, Пьера Кардена, Монтсеррат Кабалье, что совершенно не мешает критикам называть его «гением заказухи».
  • Сам Сафронов относит себя к искусству классическому, противопоставленному современным веяниям в арт-индустрии: «Я переживаю за Россию: сегодня внедряют самое низменное, пагубное, поливают грязью настоящих людей искусства. Перформансы, инсталляции…
  • …это дребедень, не имеющая отношения к искусству». Присутствовавший на встрече с Сафроновым представитель арт-группы «Синие носы», задетый его словами за живое, обвинил художника в том, что тот не выставлялся ни в одном значимом музее или галерее…
  • …а за выставку в НГХМ заплатил. Последнее подтвердил директор музея, сославшись на то, что это обычная практика. Вместо ответа на первый вопрос Сафронов парировал: «Искусство — это то, что волнует человека, это от сердца…
  • А ваши авантюры, как и на мосту нарисованный орган, не имеют к искусству никакого отношения», — отрезал автор портрета актрисы Джоди Фостер с золотыми рыбками.
  • Кроме современников, досталось и классикам: Малевичу, ставшему далеко не первым автором «Черного квадрата», и Гогену, которого художник перепутал с Ван Гогом. «Гоген не был бедным. У него был брат, крупный бизнесмен Теодор, который его поддерживал.
  • Гоген был сумасшедшим, тратил деньги на абсент и проституток», — заявил Сафронов. По его мнению, известная поговорка «художник должен быть голодным» неверна. «Вспомните Леонардо, Рафаэля! Если художник не заявил о себе при жизни, его забудут».
  • Создавая парадные портреты звезд и политических деятелей, Сафронов заработал себе на замок в Шотландии и квартиру в Москве. Стоимость картин, представленных в декабре прошлого года в Омске, доходила до 107 тыс. долларов.
  • Особенность портретов Сафронова — фотографически точное изображение лиц. В 2002 по этому поводу разгорелся скандал, когда бывший министр внутренних дел России Андрей Дунаев, заплативший за портрет Путина 2 тыс. долларов…
  • …обнаружил, что это — раскрашенная фотография. Сафронов обвинил в несанкционированном изготовлении этих портретов своего продюсера Александра Гайсина.
  • Однако парадным портретом творческие амбиции светского художника не ограничиваются. На выставке немало сюрреалистичных сюжетных композиций…
  • Некоторые отчетливо напоминают о Сальвадоре Дали.
  • «Мое творчество эклектично», — часто заявляет художник. И действительно, здесь, кажется, собраны все закрепившиеся в подсознании обывателя благодаря СМИ знаковые культурные «маяки»…
  • …от античных мотивов и символизма до Пауло Коэльо, который, по сути, является в литературе тем же, чем Никас Сафронов в изобразительном искусстве.
  • Можно, конечно, попытаться разглядеть в этом постмодернистский стеб. Однако больше всего это похоже на картины, которые хорошо будут выглядеть в парадном углу.
  • «Художник он очень плохой, который потворствует дурному вкусу богатых, но необразованных заказчиков. Это ложный фальшивый вариант парадного портрета. Здесь нет личности, нет глубины. Но люди, которые смотрят со стороны обывателей…
  • …так не считают, им нравится этот гламур», — рассказала исскуствовед и преподаватель Института искусств, пожелавшая остаться инкогнито. Работы, привезенные в город, — это не подлинники, а подкрашенные репродукции, добавила она.
  • На критику Сафронов привычно отвечает, что это зависть. «Моя задача — поднять духовный статус державы», — заявил художник на пресс-конференции.
  • Среди картин, заставляющих задуматься, — «Таинства травы-муравы» и «Летний сон перед грозой при посещении таинственного дома», подражающие символистам.
  • Задумчивой выглядит и девушка, обращенная к зрителям тылом. Рельефность форм тут, кстати, отнюдь не оптическая иллюзия.
  • Еще одна заслуга Сафронова перед искусством — изобретение собственного стиля dreamvision. Впрочем, в чем именно тут изобретение, так вдруг и не поймешь. Возможно, в слиянии и частичной подмене искусства пиаром?
  • Как будто пытаясь уйти от сложившегося образа попсового арт-деятеля и придворного художника, Сафронов берется даже за пейзажи. Получится ли у него это — покажет время.

Материал подготовили Виктория Барабошина и Татьяна Кривенко

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама