«Чемпионы»: коньком по голове

Достойная Голливуда драма о страшной травме фигуристки, спасенной любовью, — и еще 4 реальных истории побед российских спортсменов на зимней Олимпиаде

По случаю уже нависшей над страной Олимпиады, отечественный кинематограф срочно подбросил в прокат спортивно-патриотическое кино «Чемпионы». Как «Ёлки» и прочие «Мамы», «Чемпионы» — это приготовленный к празднику салат из пачки короткометражек на заданную тему. На этот раз продукту, выпущенному к Олимпиаде, придан вкус спортивной драмы, местами идентичный натуральному: вот вам 5 историй о победах российских спортсменов на зимних Олимпийских играх. Все истории основаны на реальных событиях, герои выступают под своими именами — и одобрили кино.

Справка: «Чемпионы» (Россия, 2014) — 5 новелл по мотивам реальных биографий российских олимпийских чемпионов: конькобежки Светланы Журовой, хоккеиста Ильи Ковальчука, фигуристов Елены Бережной и Антона Сихарулидзе, биатлониста Николая Круглова-младшего, сноубордистки Екатерины Илюхиной. В ролях — Светлана Ходченкова («Краткий курс счастливой жизни», «Росомаха: Бессмертный»), Алексей Чадов («9 рота», «Живой», «Любовь в большом городе»), Татьяна Арнтгольц («Глянец»), Константин Крюков («9 рота»). 100 мин. 6+

Недавно родившей ребенка 33-летней конькобежке Светлане Журовой намекают, что из большого спорта пора уходить. Хоккеисту Илье Ковальчуку, который после нескольких провальных игр стал героем издевательских роликов на YouTube, кажется, тоже пора на покой. А биатлонисту Николаю Круглову-младшему говорят, что ему, наоборот, еще рановато на Олимпиаду, но он не сдается и готовится к ней под руководством папы — чемпиона Николая Круглова-старшего. Фигуристка Елена Бережная получает травму — коньком по голове — и выпадает и из игры, и, в общем-то, из жизни. Сноубордистке Екатерине Илюхиной мешает выступать дикая застенчивость. Забегая вперед, отметим, что ее вылечит ныне подзабытая, а некогда бывшая, да в общем-то и остающаяся, главной победой России в поп-музыкальном смысле группа «Тату».

Все 5 положенных в основу «Чемпионов» историй в жанре «чудо перед Олимпиадой» на самом деле приключились перед разными Играми — в разные годы, но в фильме развиваются параллельно.

С сочинской Олимпиадой явно все не слишком ладно, — кажется, она досталась России не в самый подходящий момент и уже превратилась в символ всех текущих (или вечных) проблем: волны эйфории, на которой «Чемпионы» могли бы вознестись в прокате, что-то не наблюдается. Даже слоган «Чемпионов» — «Победы, которые у нас уже есть», — в общем контексте звучит довольно пессимистично.

Вообще, хорошие спортивные фильмы (последний пример — прошлогодняя «Гонка») работают на двух эмоциях: драйв и боль.

Драйв — это когда зритель чувствует, как у него самого подергиваются мышцы от транслируемой через экран физической эйфории. Дело в том, что важность спорта (не физических упражнений, а геополитического явления, в которое люди инвестируют патриотические чувства) вовсе не для всех очевидна. Скептика можно убедить, только дав ему отхлебнуть ощущений. Ну а боль и ее преодоление — это противовес эйфории, без них история о человеке-мускуле будет скучна и глупа, точнее — истории не будет вовсе.

В «Чемпионах» и с драйвом, и с болью дела обстоят как-то совсем не очень. Драйва нет на чисто визуальном уровне — игрища сняты, как в рекламе леденцов от кашля, добротно, но неизобретательно и не особо лихо. Но его нет и на уровне сюжета.

Сюжет для полноценной спортивной драмы вообще есть только в одной новелле. Разумеется, имеется в виду история про покалеченную фигуристку — и некогда отвергнутого ею влюбленного. Он берет на себя заботу о считающейся практически овощем девушке. А потом, заново научив ее ходить, выводит на лед — и через несколько лет поедет с ней в паре на Олимпиаду — и выиграет.

В других производственных условиях из этой истории бы вышло крутое кино, но в «Чемпионах» она растворяется в остальных новеллах, в которых, строго говоря, вообще-то ничего и не происходит: вчера упал и расстроился, сегодня постарался и не упал, дело житейское.

Поскольку МОК ужасно не любит, когда энтузиасты со стороны лепят куда-нибудь олимпийскую символику, в «Чемпионах» ее нет. А поскольку нет и особой массовки и размаха — не всегда можно понять, что кульминация уже наступила — и герои уже прыгают-катаются не на тренировке в школьном дворе, а прямо-таки на Олимпийских играх. Во всех сюжетах, включая самый убедительный фигуристский, есть затяжное начало и торопливый конец истории, но нет ее основной части. Даже тяжелое возвращение к жизни раненой фигуристки ограничивается тем, что верный друг лирически купает ее в пенной ванне.

Кстати, все истории сценаристы согласовали с прототипами — а одобрение героем (за редкими исключениями) для истории дурной признак. В итоге «Чемпионы» оказываются ровно такими, какого кино ожидаешь от отечественного продукта, сделанного к знаковой дате: они глянцевы, как выплюнутый леденец; состоят преимущественно из ненатурально написанных и столь же ненатурально сыгранных диалогов — и сиропно-густых благих намерений.

Ясно, конечно, издалека, что «Чемпионы» — это не только не «Малышка на миллион», но и никоим образом не претендуют на такие сравнения. Впрочем, они вообще ни на что особенно не претендуют, так и выходят к публике с умильным выражением «а зато мы — доброе кино, пропагандирующее детишкам любовь к спорту и родине». Очень неспортивное поведение, надо отметить.


Елена Полякова
Кадры из фильма — kinopoisk.ru

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама