Празднику нового вина в Новосибирске вполне могут противопоставить День пеляди
Празднику нового вина в Новосибирске вполне могут противопоставить День пеляди


Сегодня, 15 ноября, во Франции и ещё 110 странах мира отмечается День молодого вина, или Beaujolais Nouveau (Божоле Нуво). Праздник этот не имеет каких-то древних традиций (как порой пытаются убедить потребителя ушлые торговцы). Фактически широко отмечать его начали лишь в 1985 году после принятия закона, запрещавшего продажу вина нового урожая раньше третьего четверга ноября.


Изначально День молодого вина был региональным фестивалем, который организовали производители региона Божоле, чтобы хоть как-то продать своё, весьма скромных достоинств, вино из сорта гамэ. Сам по себе этот регион формально относится к Бургундии, но сами бургундцы воспринимают его как, наверное, члены благородной аристократической фамилии относились бы к дальнему родственнику, который сделал карьеру в каком-нибудь низкопробном юмористическом шоу.


В самой Бургундии к Божоле Нуво относятся как к непутёвому дальнему родственнику, который позорит фамилию 
В самой Бургундии к Божоле Нуво относятся как к непутёвому дальнему родственнику, который позорит фамилию 


Однако в какой-то момент крупный винный негоциант (так называют производителей, которые скупают вино у виноделов и продают под своей маркой) по имени Жорж Дюбёф (Georges Dubœuf) решил, что из этой забавной ядреной жидкости можно сделать хороший сезонный продукт, и начал продвигать молодое Божоле сначала во Франции, а затем и во всем мире. Проект оказался весьма успешным, сейчас ежегодно производится порядка 30 млн бутылок, большая часть которых, впрочем, отправляется на экспорт. Основным потребителем Beaujolais Nouveau, вообще говоря, является даже не Франция, а …Япония, где его выпивается больше 7 млн бутылок ежегодно. Специально для Японии, кстати, Божоле Нуво выпускают в совершенно невообразимой в Европе таре — так называемых «дойпаках» (у нас в таких продают кетчуп и майонез). Думаю, что замысел состоит в том, что с такой упаковкой День молодого вина можно праздновать прямо на рабочем месте. Всего же новое вино поставляется в 110 стран.


Самая лучшая тара для молодого вина
Самая лучшая тара для молодого вина


Идея оказалась заразительной. Сначала молодое вино начали делать в Италии, а затем мода распространилась по всему миру. В России сейчас его выпускают (в разных объемах) уже несколько производителей, самый крупный из которых — это «Шато Тамань», который делает молодое вино и белым, и сладким (из муската), и даже игристым. При этом в отличие от французского российское молодое оказывается вполне живучим. Например, молодой «Красностоп» через год превращается во вполне приличное легкое красное вино.


В Новосибирске интерес к Beaujolais Nouveau, по моим ощущениям, стабильно снижается год от года. Главная причина, конечно, — цены. Если во Франции бутылка такого вина стоит от 3 евро (это две поездки на автобусе или кружка пива в недорогом баре), то у нас в этом году за молодое французское просят 900 рублей. За эти деньги можно купить вполне приличное вино, которое не стыдно будет открыть круглый год (а не только 15 ноября). Пиво Октоберфеста не только не хуже, но даже чуть интересней стандартного. А здесь вам предлагают за свой счёт радоваться вину, которое стоит раза в три дороже, чем должно было бы. Один раз это, может, и интересно как опыт, но повторять эту операцию ещё раз уже как-то странно.


Beaujolais и пелядь


Но если всё же вам хочется праздника (а кормить хитрого Дюбёфа вы не готовы), то можно решительно заменить Beaujolais Nouveau на …пелядь. Эту рыбу в последнее время все активней разводят в многочисленных озерах Новосибирской области, и один из таких «рыбных фермеров» — Константин Терещенко — уже четвертый год проводит в Новосибирске День пеляди. В этом году свою площадку для него предоставил ресторан #СИБИРЬСИБИРЬ Дениса Иванова. Зал был полон, публика не только ела, но и танцевала. Звездой вечера стал аниматор в костюме, судя по всему, рыбы.


Терещенко, конечно, не Дюбёф — в области эту самую пелядь разводят и продают предприятия значительно больших размеров. Но Константин делает очень важную вещь — пытается раскрутить настоящий региональный гастрономический праздник. Которым, к слову, может пользоваться кто угодно — совсем не обязательно покупать для него рыбу именно у него. Так что если вы ищете повод, то вот вам решение, позволяющее убить двух зайцев. Купите молодого российского вина (оно обойдется раза в три дешевле французского) и соленой или копчёной пеляди. И да пребудет с вами праздник.