«Голгофа»: ирландские кощунники

Способный заставить в шоке сбежать с сеанса фильм о кризисе христианства — в прокат его выпустили только в России

Получается, что из 20 тысяч россиян, посмотревших эту ирландскую картину в кинозалах, не было ни одного новосибирца. На минувшей неделе «Голгофа» вышла на DVD, дав ответ, почему у нее такой зашкаливающий рейтинг.

Режиссер (и он же автора сценария) Джон Майкл МакДона отказывается от полутонов и явно сгущает краски, окружив главного героя — священника, отца Джеймса — носителями всех возможных и невозможных пороков. МакДона решает сразу взять быка за рога, и уже первая фраза: «Я узнал вкус спермы, когда мне было семь лет», — наверняка может стать для некоторых зрителей последней. Но только не для главного героя, поскольку ему по долгу службы приходится до конца выслушать эту исповедь прихожанина, который вдобавок ко всему сообщает отцу Джеймсу, что ровно через неделю убьет его. Содержание фильма как раз и составляет недельный промежуток — от воскресенья до воскресенья, в течение которого мы наблюдаем за поведением служителя культа в ожидании исполнения вынесенного ему смертного приговора.

Детективная интрига, несмотря на ее присутствие, вряд ли будет тут главной приманкой. Склеив весь фильм из коротких отрывистых диалогов, больше напоминающих словесные дуэли или перепалки, МакДона предлагает, в первую очередь, эмоционально насыщенную дискуссию о вере. В полемических выпадах ее участников обнажается не только мировоззрение паствы, но и нравы современного (надо полагать — не только ирландского) общества, которое, кажется, не просто оставлено Богом, но уже гниет со страшной силой. Не уходя глубоко в теологические дебри, МакДона в одной из сцен переносит диспут в буквальном смысле на пепелище церкви, сожженной неким «добрым самаритянином».

Он будто бы снимает иллюстрированное приложение для журнала «Наука и религия», которое еще больше может укрепить атеистов в их безверии, циников в цинизме, а скептиков в скептицизме. Во времена, когда кино в массовом порядке сторонится серьезных вопросов, провокативно-прямолинейный опус ирландского режиссера, и в самом деле чем-то напоминающий журнальный памфлет, смотрится эдакой белой вороной, загадочным образом попавшей в парк аттракционов под названием Диснейленд, сиречь — российский прокат. К слову сказать, Россия остается пока единственной страной, где вообще на сегодняшний день (спустя полгода после мировой премьеры) рискнули показать это кино широкой аудитории.

«Голгофа» — кино не о кризисе церкви и религии, это кино о кризисе веры, не о сосуде, а о том, что в него налито, не о фантике, а о начинке. Кино внятное и доходчивое. Хотя похоже на то, что МакДона и сам не знает ответов на те вопросы, которые паства адресует отцу Джеймсу. Но уже одно то, что он их задает устами своих персонажей, делает ему честь. Тема веры, несмотря на кризис традиционных религий, продолжает волновать человека (меня, например), и отсутствие фильма в кинотеатрах столицы Сибири — не повод его игнорировать. Сейчас, когда он появился и в открытом доступе, я просто не могу не обратить на него внимание. Он может, и не вселит особого оптимизма, но по меньшей мере даст понять, что мы не одиноки в этом яростном мире.


Фото scannain.com

Мнение автора в разделе «Авторские колонки» может не совпадать с позицией редакции.

Все комментарии Правила комментирования
Добавить комментарий
Укол
02 июл 2014в16:14
Андрей, в очередной раз спасибо Вам за "наводку"! Если Елена Полякова рецензирует фильмы из кинопроката, то Ваша "вотчина" - наш пока еще не закрытый Роскомнадзором Интернет (торрент-трекеры).
rural_lady
02 июл 2014в16:15
Наши кинотеатры тоже показывали этот фильм. Смотрели, кажется, в Победе.
02 июл 2014в17:02
Андрей, а Вы смотрели фильм от того же МакДоны - Залечь на дно в Брюгге?
Ответить
Пожаловаться
Скрыть комментатора
Авторизуйтесь,
чтобы иметь возможность
скрывать сообщения
комментаторов
Стас
02 июл 2014в17:21
Это другой МакДонах, если что. И естественно, все смотрели этот фильм, глупый вопрос.
Маруся
03 июл 2014в09:30
Спасибо, Андрей. Рада Вашим комментариям :)
03 июл 2014в16:28
Что значит не было ни одного новосибирца? Мне тогда примерещился просмотр этого фильма в Победе с большим количеством иных зрителей?)
Ответитьответ
Пожаловаться
Скрыть комментатора
Авторизуйтесь,
чтобы иметь возможность
скрывать сообщения
комментаторов
03 июл 2014в19:17
Если кто-то пропустил прокат фильма в Новосибирске, то это не значит, что и все остальные новосибирцы тоже его не стали смотреть, когда он шел в прокате))) Мы тоже ходили в Победу в своё время, давненько уже, и в то же самое время появился соответствующий топик об этом фильме на местном кино-форуме. Так что внимание на него все, к то хоетл, уже давно обратили сами))
Ответить
Пожаловаться
Скрыть комментатора
Авторизуйтесь,
чтобы иметь возможность
скрывать сообщения
комментаторов
Nana
04 июл 2014в00:59
Прекрасное кино, и камерность домашнего просмотра ему, пожалуй, только на пользу.
vsFUN
04 июл 2014в10:52
Мне не понятны частые шпильки в сторону автора колонки от некоторых комментаторов - зачем?
Чтобы показать что Вы лучше и больше знаете про кинематограф?
Такое, типа: "Мы тут побольше Вашего про авторское кино знаем, и форумы читаем.."
Ну если Вы "интеллектуальная элита" - идите, самоутверждайтесь на свои "высококультурные" форумы, нечего тут ловить.

Андрею спасибо большое -за то, что обращает наше внимание на интересное кино!
Надежда Ляпунова
06 июл 2014в12:52
Начала смотреть и выключили, а посвятила пару вечеров прочитке книги "Зов кукушки" - вот это я понимаю, качественная вещь!
группа товарищей
07 июл 2014в04:56
Любопытный фильм, но все таки надо знать подноготную жизни на Ирландщине, что бы понимать некоторые шутки.
09 июл 2014в10:58
Фильм на самом деле не настолько хорош, как пишет Андрей. Я его только с третьего раз досмотрел. По сути своей банален. И я бы сказал, что даже скучноват.
Нет там никакого кинопрорыва, и философии там никакой серьезной нет. С трудом можно назвать это дискуссией о вере, потому что веры там нет и в помине и не веришь происходящему на экране. Может для духовно мертвой Европы это нечто особенное?
Может быть.
Для России, которая не далеко ушла от Европы, но еще все-таки жива в плане вере, апостасия расцвела и тут бурным цветом, тоже нужно снимать кино, где есть дискуссия о вере. Только я боюсь, что такой фильм не получит прокатного удостоверения. А сценарий у меня есть есть.:)
Ответитьответа
Пожаловаться
Скрыть комментатора
Авторизуйтесь,
чтобы иметь возможность
скрывать сообщения
комментаторов
  • В эфире
  • Популярное
Реклама