«Восстание планеты обезьян»: они умнее

Боевик о захвативших Землю обезьянах вызвал бурное одобрение директора Новосибирского зоопарка

«Восстание планеты обезьян» вышло на экраны вовремя — бросив беглый взгляд на окружающее людское сообщество, неизбежно приходишь к выводу: против человека уже давно пора кому-то восстать. Обезьянам, коровам, куриным зомби, кому угодно. И вот на экранах история о взбунтовавшихся приматах-диссидентах, захвативших мир. Показана она лирично и масштабно — шимпанзе с грустными глазами превращают мегаполис в гигантскую окрошку, 90 млн долларов бюджета потрачены не на ветер. Режиссерская симпатия к звериным оккупантам подкрепляется спецэффектами студии Питера Джексона Weta Digital («Аватар», «Властелин колец») и отличной игрой Энди Серкиса, ранее оживившего Кинг Конга, а теперь обезьяньего вожака Цезаря. Одним словом, кино вышло вполне качественное и душевное.

Справка: «Восстание планеты обезьян» (Rise of the Planet of the Apes; США, 2011) — фантастический боевик-антиутопия о поумневших обезьянах, захвативших власть на Земле. Режиссер: Руперт Уайатт («Побег из тюрьмы»). В ролях: Джеймс Франко («Человек-паук», «127 часов»), Фрида Пинто («Миллионер из трущоб»). Бюджет 90 млн долл. 105 минут.

В 1963 году Пьер Буль — французский фантаст, антифашист и каучуковый плантатор в Малайзии — опубликовал роман-антиутопию «Планета обезьян». Речь в нем шла о высшей расе приматов, которая проживает далеко от Земли и ставит эксперименты на людях, существах опустившихся и глупых. Кинематографисты активно воспользовались романом Буля, результатом стали семь голливудских лент, последнюю из них в 2001 году снял Тим Бартон, и лучше бы он этого не делал — фильм был признан худшим творением режиссера.

Почему к «Планете обезьян» решили вернуться сейчас, остается только гадать — может, Америку одолели пораженческие настроения заката Империи; может, в конец измучили латиноамериканские гастарбайтеры. Или же в Голливуде обосновалось зверолюбское лобби.

Короче, что-то такое произошло, и студия спецэффектов имени Питера Джексона решила выдать на гора предысторию романа, где зрелищно и популярно объяснялось бы: как так случилось, что обезьяны захватили мир. Снимать приквел доверили малоизвестному режиссеру Руперту Уайатту, ранее сотворившему лишь один фильм — о тяготах жизни в тюрьме. Впрочем, как выяснилось, это пошло только на пользу. Жанр «побег из тюряги» как нельзя лучше подходит для зоологической темы.

Сюжет фильма вкратце сводится к тому, что добрый биохимик Уилл, приемный папаша обезьяненка Цезаря, изобрел лекарство от болезни Альцгеймера, которое у пациентов резко повышает интеллектуальные способности. Модифицированный суперзельем, Цезарь поначалу удивляет зрителей умом и сообразительностью, а затем — отправившись в тюрьму за откушенный (естественно, в благородных целях) палец, — поднимает бунт среди благородных горилл, цирковых орангутангов и прочих наших косвенных предков. Далее всё по Чуковскому:

Вставай же, сонное зверье!
Покинь же логово свое!
Вонзи в жестокого врага
Клыки, и когти, и рога!


Самое лучшее в фильме, как и следовало ожидать, — обезьяны, и особенно Цезарь, движение и пластику которому предоставил Энди Серкис, заслуженный Кинг Конг и Горлум из «Властелина колец».

Если все остальные актеры в меру картонны — и по исполнению, и по сюжету, — то на обезьянью мимику смотришь заворожено, как будто перед тобой не искусственное компьютерное чудище, а настоящий мим, вроде Чарли Чаплина или Марселя Марсо. Особенно приятно, что в «Восстании» Серкис не повторил Кинг Конга, а скопировал именно мимику шимпанзе, посвятив ее изучению полгода. В результате получилась не просто обезьяна, а настоящий мохнатый Че Гевара.

Перспектива захвата Земли обезьянами очень понравилась директору Новосибирского зоопарка Ростиславу Шило.

«Если бы из нашего зоопарка сбежали обезьяны и захватили Новосибирск, мы стали бы жить в десять раз лучше, чем сейчас, — считает Ростислав Шило. — Обезьяны не глупее чем мы, это точно. Возьмем даже не обезьяну, а муравья. Организация труда у муравья намного выше, чем у человека. Не говоря об обезьянах. Если бы обезьяны взяли власть, мне бы очень хорошо жилось как директору зоопарка. Или — львы. Вот я сейчас иду, в одном ведре мясо несу, а в другом — воду. А лев смотрит на меня: какой чудик идет, кормит меня, поит. И улыбается».


Владимир Иткин
Кадры из фильма kinopoisk.ru (1, 3-9), afisha.ru (2)

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама