Scorpions: похороны рок-н-ролла

На рок-концерте невиданного в Новосибирске размаха пели про ветер перемен и русские танки в Берлине

  • Видео
  • Фото
  • 2011-05-24
    «Still Loving You» — один из самых известных хитов Scorpions (1984), 11 МБ
    «Still Loving You» — один из самых известных хитов Scorpions (1984), 11 МБ

Новосибирск навсегда попрощался с группой Scorpions, едва успев привыкнуть к тому, что немецкие певцы перестройки заглядывают к нам раз в несколько лет. 19 мая в ЛДС «Сибирь» прошел концерт прощального мирового тура группы, которая на 46-м году своего существования решила завершить творческий путь, пока не иссякла былая энергия. В том, что энергия еще есть, убедились около 7 тысяч человек, пришедших на шоу. Представители новосибирского шоу-бизнеса утверждают, что это — самый массовый рок-концерт в Новосибирске со времен перестройки и, возможно, самый технически оснащенный.

Справка: Немецкая рок-группа Scorpions основана в 1965 году в городе Ганновере. Современный состав: Рудольф Шенкер (62 года, гитара), Клаус Майне (62 года, вокал), Маттиас Ябс (55 лет, гитара), Джеймс Коттак (48 лет, ударные) и Павел Мончивода (44 года, бас-гитара). Самые известные хиты — «Still Loving You», «Wind Of Change», «Send Me An Angel». Scorpions занимают 57-е место в мировом рейтинге самых коммерчески успешных исполнителей всех времен (100 млн проданных дисков).

Стоя в пробке на подъезде к ЛДС «Сибирь», разыскивая место для стоянки в забитых до отказа парковочных карманах в округе, корреспондент НГС.РЕЛАКС тревожно размышлял о грядущем действе, заранее опасаясь разочарования. Недавний опыт виртуозного, но вялого и печального Гэри Мура (ныне почившего), выступавшего в том же зале с полгода назад, окончательно укрепил в убеждении, что звезды приезжают в Новосибирск только тогда, когда им уже нечего терять. То есть — пребывая в забвении и усталости. Однако Scorpions доказали, что и в почтенном возрасте рок-идолы способны выдавать шоу бешеной энергетики, способной прорваться даже через традиционно безнадежную акустику ЛДС «Сибирь».

Но вначале была длинная очередь, буквально опоясавшая дворец спорта и двумя тонкими ручейками просачивавшаяся внутрь. Последние в очереди прождали снаружи не только выступление разогревающей группы, но и последовавший за ним получасовой технический перерыв. Кстати, опоздавшие на разогрев многое потеряли. Разогревающая группа Sabaton выдала забойный металл, под который длинноволосые шведы с бородками как у викингов, одетые в камуфляж, по-английски с акцентом пели про подвиги Красной Армии и крах нацистской Германии. Песни о «нашей родине России», «народной воле», Сталине и русских танках в Берлине странно, но эффектно звучали перед выступлением одной из фирменных германских групп.

«Hitler was a big f…cking mistake!» — вопил солист, поднимая волну одобрительного рева.

Scorpions появились на сцене, как и было обещано, ровно в 20:00 — и сразу начали с самых энергичных хитов, от души носясь по сцене и выбегая на выдающийся в зал помост. Хороши были и короткие гитарные «соляки», и фирменный тенор Клауса Майне. Но главное — это лица. На большой экран слева от сцены проецировались лица музыкантов крупным планом, и в их взгляде не было ни капли усталости — только явное удовольствие от происходящего. Вся эта настоящая, а не вымученная энергетика хорошенько раскочегарила и без того возбужденную толпу.

После каждого трека закладывало уши от аплодисментов и улюлюканья большого зала, а некоторые из песен зрители пели вместо вокалиста, причем очень складно и ритмично.

Своеобразной кульминацией шоу стало сольное выступление барабанщика под названием Kottak Attack — Джеймс Коттак неистово лупил сложные партии, швырял в толпу майки и прибавлял громкости воплям публики подбадривающими жестами. Атмосферу настоящего большого рок-шоу добавлял и огромный экран за спинами музыкантов. На экран транслировался микс из отрывков клипов, старых концертных видео и того, что происходило на сцене и в фан-зоне здесь и сейчас, — и все это безупречно слаженное с музыкой. Единственным изъяном этого рок-н-ролльного рая по традиции была ужасная акустика ЛДС «Сибирь», который можно по праву назвать антиконцертным залом. Корреспондент НГС.РЕЛАКС за время концерта обошел весь зал, и везде было одно и то же — басовый гул и шумная каша из звуков всех остальных частот.

Публика пришла самая разнообразная: от тощего длинноволосого подростка-неформала до грузного дядечки-дальнобойщика с рабочими ладонями и небольшим пузиком.

Те, для кого Scorpions — это детское воспоминание о том, как в постперестроечном телевизоре крутился клип «Wind of Change», признавались, что когда солист начал насвистывать первые такты, у них пробежали мурашки по коже. Но интереснее всего было наблюдать за составлявшими немалую часть аудитории — серьезными мужчинами лет 50–55, весь концерт невозмутимо сидевшими сложа руки. На коронных «медляках» «Still Loving You» и «Wind of Change» их лица светлели еле заметной улыбкой, а взгляды уходили куда-то вдаль, словно сквозь стену.

Корреспондент НГС.РЕЛАКС тем временем думал о том, что рок-н-ролл еще жив — но это счастье не будет вечным. Как бы они себя не называли, большинство свежих направлений и групп в рок-музыке — уже не рок-н-ролл, закончивший свой цикл реинкарнаций вместе с породившим его ХХ веком. Ведь рок-н-ролл — это не только «живая» (без компьютера) гитарная музыка с простым «квадратным» ритмом, но и дух времени — времени стремления к свободе во всех ее проявлениях. Рок-н-ролл естественен, как сама плоть и ее инстинкты, а потому понятен. И Rammstein, Linkin Park, Green Day — это уже не рок-н-ролл. Кто-то из них слишком технологичен, кто-то слишком погружен в самокопание, кто-то приторно легкомыслен, а кто-то и вовсе витает в собственных метафорических мирах, не принимая простых радостей свободы, предлагаемых слушателю рок-н-роллом.


Марк Волков
Фото Виктора Дмитриева

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама