«Служебный роман»: замахнулись на святое

Шедевр советского кино перенесли в наше время и добавили артистов из Comedy Club

  • «Наша мымра» в новой версии помолодела и приобрела вкус к роскоши
    «Наша мымра» в новой версии помолодела и приобрела вкус к роскошиВсе фотографии

Киноафиши этой недели злостно провоцируют любителей старого кино женскими ножками в стриптизерских туфлях с подписью «Служебный роман. Наше время». Римейк культовой ленты Рязанова взял у предшественника большую часть сюжета, диалогов и ключевых персонажей. Все откорректировано под современность — такую, какой ее принято воображать в глянцевом чтиве. Турция — как рай земной, секс в кабинете начальника — как основной проект, занимающий ум женщины в офисе. Уже издалека ремейк сильно смахивает на кино, имеющее отличные шансы провалиться в прокате. Однако любопытство, пусть и раздраженного характера, все же вызывает.

Справка: «Служебный роман» (Россия, 2011) — романтическая комедия о жесткой бизнес-леди, за которой ухаживает подчиненный. Ремейк одноименного фильма Эльдара Рязанова. Режиссер Сарик Андреасян («ЛОпуХи»). В ролях — Светлана Ходченкова («Любовь в большом городе»), Владимир Зеленский («Любовь в большом городе»), Марат Башаров, Анастасия Заворотнюк, Павел Воля, Иван Охлобыстин. Бюджет 5 млн долларов. 90 мин.

Вышедший тридцать три года назад «Служебный роман» подкупал зрителей тем, что они узнавали в нем самих себя, изображенных без идеологического прикраса. Героев окружает серо-коричневый мир. Энтузиазм в работе здесь воспринимается как чудачество, зато энтузиазм в добыче потребительских товаров (от магазинных тощих кур до сигарет «Мальборо») вынужденно силен. Но кроме правды жизни в старом «Служебном романе» была и утешительная таблетка. В замороженной, как минтай, упакованной в колючий костюм мымре-начальнице затертый служащий вдруг увидел человека и женщину. А в себе — мужчину, готового эту женщину завоевывать и отогревать.

Логично, что новый «Служебный роман» если и нужен, то только затем, чтобы пересказать историю о пробуждении спящей в мымре красавицы (в общем-то, классическую для романтических комедий) так, чтобы в ней узнало себя новое поколение.

Павел Воля в роли секретаря Вадика сменил Лию Ахеджакову в роли секретарши Верочки
Новый Новосельцев — балансирующий на грани увольнения финансовый аналитик в рейтинговом агентстве. Новая Людмила Калугина — нервная девица лет тридцати, дослужившаяся до руководства агентством, личного водителя и явно тронутых рукой имиджмейкера строгих костюмов и укладки. На корпоративном выезде в Турцию Новосельцев, нахлебавшись ударно рекламируемого в фильме дешевого отечественного коньяка, приударяет по совету друга-карьериста за холодно недоумевающей начальницей. Уклоняясь от ухаживаний, Калугина падает в бассейн. Тут же ведущий проходящего неподалеку конкурса «Мокрая майка» замечает в ней победительницу. А Новосельцев — что-то человеческое. Только-только сложившемуся роману грозит лихая шпионски-корпоративная интрига.

Карьерному и личному счастью Калугиной грозит компания-конкурент, бросающая в атаку взятку в миллион долларов и фальшивый порнофильм якобы с участием героини.

Для пущей пикантности секретаршу Верочку (в старой версии — Лия Ахеджакова) заменили на секретаря Вадика (Павел Воля). У Вадика глубокое декольте на загорелой груди и мечта стать модельером. Свои эскизы сапожек он показывает Калугиной и в ответ на ее скепсис произносит новую версию крылатой реплики «надо брать»: «Значит, нормальные бабы носить будут». Соратники Воли по Comedy Club, Тимур Родригес и Дмитрий Хрусталев мелькают в эпизодах. Еще один человек из телевизора — Анастасия Заворотнюк, не меняющая амплуа прекрасной няни, — играет подругу юности Новосельцева. На минутку появляется Иван Охлобыстин в роли демонического ведущего психотренинга «Я — акула», на который ходит Калугина, конспектируя карандашиком: «У акулы нет друзей».

Узнать в этих персонажах себя (или хоть какое-нибудь человеческое существо), разумеется, не удается. Ну, а в плане «что-нибудь посмотреть, чтобы расслабиться», «Служебный роман» выглядит местами даже мило. В том смысле, в котором мило может выглядеть рекламный ролик или попсовый клип, растянутый на полтора часа.

Иван Охлобыстин появляется на несколько минут, чтобы проповедовать антихристианские ценности: безжалостность, эгоизм и тщеславие
Советское кино для зрителя, не гонящегося за славой киномана, остается золотым стандартом того, каким должно быть кино вообще. Во всяком случае — народное кино, то, которое любимо и цитируемо всеми, от профессоров до дворников. Нетрудно заметить, что такого не появлялось уже лет двадцать. И все это время советскую классику вроде «Москва слезам не верит» или того же «Служебного романа» по-прежнему принято любить так, как любят в детстве папу или маму. Сильно и привычно. Не подвергая сомнениям то, что мама — самая красивая, а папа — самый смелый. Вполне естественно, что современное отечественное кино не прочь попытаться заработать на этом светлом чувстве. Попытка больше наивная, чем циничная. Сила и привычность детской любви, скорее всего, приведет к сравнению не в пользу, даже если очередной ремейк рязановской или гайдаевской комедии вдруг окажется удачным. А в самой идее такого ремейка нет ничего ужасного: для нового поколения советские фильмы уже нуждаются в примечаниях, а то и в переводе — слишком изменились быт и нравы.

Кстати, забавно, что некоторым современным модницам стильной женщиной — с позиций современного интереса к ретро — в фильме кажется не Верочка, а Калугина с ее мужеподобными костюмами и роговыми очками.

Но с уже не вполне понятного старого языка новый «Служебный роман» переводит историю на язык просто несуществующий. Отечественные попытки снять романтическую комедию про современных влюбленных стандартно обращаются к зрителю так, как будто он — инопланетянин, живущий в мусорном баке посреди городской свалки, где его единственный источник о быте и брачных обычаях землян — потрепанный журнал Cosmopolitan. В результате вместо «народного кино» удается только разозлить зрителя старой закалки. У «Служебного романа» это прекрасно получается уже на уровне слогана «Фильм основан на реальном шедевре».


Елена Полякова
Кадры из фильма — kinopoisk.ru (1, 4–7, 9), afisha.ru (2, 3, 8)

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама