Она приходит во сне (фоторепортаж)

Открытая и кричащая женская нагота на фотовыставке чешского художника

На этой неделе в краеведческом музее открылась выставка чешского фотографа Владислава Жидлицки. Открылась под скучнейшим названием «Фотографии 2007–2009». Впрочем, и сам пан Жидлицки предпочитает давать своим работам названия вроде «Пейзаж № 101» или «Торс № 11». За канцелярской лаконичностью имен скрываются обнаженные женщины, словно явившиеся из смутного и мутного сновидения. Они принимают акробатические позы на бархате цвета запекшейся крови или жмутся друг к другу в телесный комок, напоминая одним зрителям эротические сны, а другим — ночные кошмары.

Справка: Владимир Жидлицки (Vladimir Zidlicky) — чешский фотохудожник. Родился в 1945 году, учился в Праге, живет и работает в Брно. Работы Жидлицки есть в собраниях крупнейших музеев: в Национальном центре искусства и культуры имени Жоржа Помпиду (Париж), Европейском доме фотографии (Париж), Музее современного искусства (Нью-Йорк) и др. Выставка «Фотографии 2007–2009», организованная Генеральным консульством Чехии в Екатеринбурге, проходит в краеведческом музее до 3 апреля. Вход — 40 руб., льготный — 25 руб.

  • На выставке представлено около 40 фотографий — из нескольких проектов, сделанных за три года. Большая часть посвящена женскому телу…
  • …женское тело на фотографиях Жидлицки трансформируется из лощеного продукта глянцевых журналов в предмет старой живописи. И так обретает утраченные запретность и таинственность.
  • На открытие выставки 2 марта пришла почти исключительно новосибирская фотографическая тусовка. «Можно обойтись без официальных речей, все друг друга и так знают», — радуется на заднем плане начальник выставочного отдела музея…
  • …а фотографы, дружно одобрив чешские фантазии, не столько замирали в экстазе перед ними, сколько сбивались в группы и предавались радостям общения с коллегами.
  • Работы чешского фотографа тревожны и сюрреалистичны — но одновременно и плотски жизнелюбивы.
  • Фотографии похожи на сновидения — и точно так же рождают ассоциации разные и странные, вроде тех, которые перед моментом засыпания сплетаются в усталом мозгу.
  • Это фото, будто подсмотренное через замочную скважину, похоже на старинные — начала ХХ века — замусоленные многими руками порнооткрытки из букинистической лавки.
  • На фото с лаконичным названием «Обожаемая» обволакивающая девушку лубочно-грубая болотная зелень напоминает народные сказки об утопленницах, по ночам выходящих на берег и насмерть обольщающих припозднившихся путников.
  • Работы Жидлицки сближают фотографию с живописью, часто вдохновляясь ее классическими образцами прошлого и ранее века.
  • Пухлогубая худая модель, выставляемая под именем «Красивая № 5», соответствует современному идеалу красоты. Но ему всего полвека, и на закопченном веками «холсте, масло» старого автора так выглядела бы грешница, истощенная карами свыше.
  • Фотографии заимствуют у живописи и фактурную рукотворность. Они снимались на пленку, а в спецэффектах на них нет «Фотошопа». Линии, цветные всполохи, размытость и так далее получены физическим воздействием на негативы…
  • …автор накладывает их друг на друга, прожигает, царапает до дыр, пачкает краской. В некоторых случаях это придает работам оттенок почти жестокости.
  • Новосибирские фотографы восхищенно отметили, что такая работа с «живыми» негативами — трудоемкое, кропотливое и быстро утрачиваемое искусство.
  • «Посвящение Густаву Климту». Культурный зритель привык заглядывать в глаза женщинам на портретах признанных мастеров в поисках бездн духовности. Здесь вульгарность модели ставит привычную установку под сомнение.
  • «На мой личный вкус, многое слишком художественно, автор слишком увлечен прелестью, — размышлял на открытии художник Константин Скотников. — Но, несмотря на эту чрезмерную для меня красивость, есть и безусловные удачи».
  • В жмущихся друг к другу в смутной дымке группках обнаженных женщин господин Скотников увидел спрятанный за внешней приятностью намек на похожие кадры из концлагерей.
  • ХХ век действительно навсегда наделил фотографии толп обнаженных женщин подтекстом Холокоста.
  • Впрочем, любое изображение общества голых почти всегда имеет двойной смысл: то ли это оргия и полная свобода, то ли тюрьма и полная обезличенность.
  • «Пейзаж № 101» напоминает вид, промелькнувший за окном поезда, увиденный в тоске и печали где-то в ноябре. Черные штрихи и дымка превращают в его старое воспоминание, полузабытое, а значит, разъедаемое временем.
  • Чернильные и грязные пятна, смущенная поза, которую часто приходится принимать школьницам, превращает фотографию в иллюстрацию, пригодную для обложки «Лолиты». Кстати, чешки, по статистике, раньше всех в Европе в среднем начинают интимную жизнь.
  • Вообще жанр ню для чешской фотошколы очень важен. Нашествие туда голых девиц совпало не только с мировой сексуальной революцией, но и с пражской весной, а в 1968 году стало протестом: чешки дразнили оккупантов откровенной сексуальностью.
  • Мрачноватый сюрреализм ню-фотографий, на которых женские тела расчленяются, царапаются, получают странный цвет и форму, — тоже довольное характерное свойство чешской фотографии уже после 60-х годов.
  • Родителям, забредшим на выставку с чадами, не стоит опасаться: анатомически эти фото не откровеннее обычной скульптурной и живописной музейной классики.
  • Встреча танцующих двойников напоминает то ли фильмы Дэвида Линча, то ли момент распада или рождения мифологического двуглавого существа, одновременно пугающего и гармоничного.
  • Смутные монохромные фотографии часто кажутся хорошим способом передать образы из снов. Впрочем, некоторые исследователи считают, что именно фотография и кино научили людей монохромным снам.
  • После того как насыщенные цветами глянцевые цифровые миры вытеснили черно-белое кино, количество людей, видящих монохромные сны, опять начало сокращаться.
  • «Красные губы» — определенно сон потребителя глянца, белая морось штрихов отделяет модель от зрителя, заставляя гадать, что выражает лицо: испуг, удовольствие, призыв?
  • Первая ассоциация, которую вызывает «Особая игра», — так выглядит увиденный мужскими глазами женский оргазм, но напоминающая распятие поза и мрачноватые цвета придают фотографии смутную тревожность.

Материал подготовила Елена Полякова
Фото zidlickyvladimir.eu, автора (3, 15)

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама