Зоофилия по-русски (фоторепортаж)

В «Центре современного искусства» открылась выставка, на которую не пускают беременных, слабонервных и детей

Совокупление со свиньей, овцой и зайчиком, объедки в мусорных баках, складки человеческого тела — таковы основные темы фотовыставки, стартовавшей на прошлой неделе в «Сибирском центре современного искусства». «Мы просим людей особо впечатлительных, с больной и ранимой психикой воздержаться от разглядывания подробностей этих работ», — предупреждают организаторы, отмечая, впрочем, что своей целью они ставят вовсе не эпатаж, но образовательную миссию — а именно знакомство новосибирцев с творчеством шестерых выдающихся актуальных художников современной России.

Справка: Выставка «Когда художник берет фотоаппарат» открылась в «Сибирском центре современного искусства» по адресу Вокзальная магистраль, 11. Курирует выставку москвич Андрей Ерофеев, бывший сотрудник Третьяковской картинной галереи, скандально известный проектом «Запретное искусство»: в 2008 году он стал фигурантом уголовного дела по обвинению в возбуждении расовой, национальной и религиозной вражды.

  • Заниматься любовью, прицепившись к последнему вагону товарняка на полном ходу, — своеобразная метафора современного российского искусства: весело, грязно и всегда актуально. Фото Викентия Нилина.
  • Две самые шокирующие работы стыдливо прикрыты листами кальки. На первой запечатлен художник Олег Кулик, засовывающий свои гениталии в рот свинье. На второй — пенис Кулика с зацепившимся за него зайчиком.
  • Олег Кулик — громкий актуальный художник 1990-х. Известен тем, что в качестве перформанса изображал собаку и кидался на прохожих. В 1996 году создал «Партию животных», чтобы баллотироваться на пост президента РФ.
  • Цикл Кулика посвящен жизни художника в деревне. Христианская символика на его фотографиях совмещена с экологической.
  • Кулик исследует разнообразные формы взаимодействия человека и природы, как бы сливаясь с ней.
  • Совокупление Кулика с природой можно интерпретировать по-разному: как попытку посмотреть на мир свежим взглядом, как панковский акт…
  • …или как зеркальное отражение «озверения» общества в целом и деревни в частности.
  • Центральная часть триптиха «Страхи белого человека». Через шансонную пошлость образов Кулик пытается передать безысходность эпохи 1990-х.
  • Лайтбокс Викентия Нилина «Яся» был снят с экспозиции в Третьяковской галереи как «порочащий образ русской женщины». На этой непостановочной фотографии изображена женщина, рекламирующая машину на автобарахолке.
  • Таким образом художник представил свое видение современной российской школы. Зачем эта полуобнаженная «школьница» залезла на стену — не знают даже экскурсоводы, но выглядит интригующе.
  • Эротическая фантазия жителя коммуналки: обшарпанный грязный стол и мужской носок породили мечту о прекрасной незнакомке.
  • Центр зала ознаменован возвращением к Рубенсу: гигантские, отяжелевшие от выпитого титаны, на которых держится современная Россия…
  • …и изящная дама с собачкой, сбежавшая из чеховского рассказа, чтобы устроиться в ЖЭК, раздобреть, выйти на пенсию и грустно обмякнуть на шатком стуле.
  • Холодный взгляд художника Ивана Бражкина десакрализовал обнаженную плоть, посмеялся над похотливым глянцем и показал волшебную вселенную складок на человеческом теле.
  • Работы Антона Ольшванга посвящены поиску ответной реакции среды обитания на постоянное настойчивое давление нашей жизнедеятельности.
  • Сиденье в метро на этой фотографии еще хранит тепло надавившего на него седалища. Мимолетность и эфемерность в этой работе комично подчеркивает силу и тяжесть «Вселенского Зада».
  • Галерея мусорных баков Давида Тер-Оганъяна издевается над культом продуктов потребления…
  • …показывая, что бычки, обертки и объедки могут быть тоже жизнерадостны и привлекательны.
  • Живописец мусорок Давид Тер-Оганъян — сын Авдея Тер-Оганъяна, основателя группы «Искусство или смерть», куратора выставки в ростовском общественном туалете, автора перформанса «Юный безбожник» (в 1998 году рубил иконы топором), политэмигранта.
  • В цикле «Пограничные состояния» Давид Тер-Оганъян стилизовал кадры компьютерных стрелялок под смазанные фотографии из горячих точек.
  • Наблюдая актуальное искусство, часто не можешь сказать с уверенностью, актуальна картина или нет. Например, художник Александр Бренер более 15 лет делает кучи в общественных местах…
  • В 1990-е это считалось актуальным, а сейчас нет. Почему? «Кучи Бренера актуальны до сих пор, однако перестал быть актуальным сам Бренер», — считает организатор «Сибирского центра современного искусства» Сергей Самойленко…
  • …одним словом, разобраться в актуальности подчас нелегко. Вот например, дырка и надпись «Б…ди». Это не просто дырка, в которую можно посмотреть на неприличность.
  • Глядя в дырку, ты отстраняешься и как бы видишь себя со стороны, анализируя свой вуайеризм. Причем понимая, что «б…дь» иллюзорна. Да и вообще непонятно, кто «б…дь» больше — те, кто смотрят, или те, на кого смотрят.
  • Фотографии Семена Файбисовича не столь претенциозны и не рассчитаны на шок. В своих работах художник пытается найти красоту в паутине высоковольтных линий…
  • …а в отпечатке ботинка — галлюциногенную вселенную поедателей пейотля.
  • Сотрудники «Сибирского центра современного искусства» рассказали, что предупреждают посетителей о нежелательности посещения выставки детьми…
  • …и заметили, что современное искусство с неуравновешенной психикой часто не дружит.

Материал подготовили Владимир Иткин и Евгения Брыкова

Оцените работу журналиста:

читайте также




Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?