«Хроники Нарнии»: уделали Поттера

Герои волшебной киносаги нырнули в картину, чтобы оказаться в стране свирепствующих одноногих хоббитов

  • «Покоритель зари» — первый фильм серии «Хроники Нарнии» с 3D-версией. Правда, нельзя сказать, что от его трехмерности захватывает дух
    «Покоритель зари» — первый фильм серии «Хроники Нарнии» с 3D-версией. Правда, нельзя сказать, что от его трехмерности захватывает духВсе фотографии

Весь украшенный резными фигурами, под расписными парусами, с готовыми взбунтоваться матросами, набыченными минотаврами и говорящей гигантской мышью на борту, корабль «Покоритель зари» уже вовсю плывет мимо заколдованных островов. Главный конкурент «Гарри Поттера» в деле большой киносказки, третий фильм «Хроник Нарнии» не отпугивает зрителей, не знакомых с предыдущими двумя, — в отличие от того же «Поттера», вконец превратившегося в закрытый клуб. В «Хроники» можно вскочить и сейчас, ознакомившись с сюжетом на ходу. Напомним предыдущие серии: юные отпрыски британского семейства Певенси время от времени находят в повседневности Англии 1940-х годов (школьная латынь, нафталиновые шкафы, воздушные тревоги) лазейку в волшебную страну Нарнию, где благодаря подвигам их признают великими воинами, почетными королями и королевами. Придумал Нарнию в середине ХХ века Клайв Стейплз Льюис, оксфордский профессор и приятель Толкиена.

Справка: «Хроники Нарнии: Покоритель зари» (The Chronicles of Narnia: The Voyage of the Dawn Treader; Великобритания-США, 2010). Жанр — фэнтези, сказка, семейный. Третий фильм экранизации фэнтези-саги К.С. Льюиса. Герои снова попадают в волшебную страну Нарнию для новой миссии на корабле «Покоритель зари». Первый фильм серии с 3D-версией. Режиссер — Майкл Эптед («И целого мира мало»). Бюджет — 140 миллионов долларов. 115 мин.

В «Покорителе зари» семейка Певенси распадается — старшие дети Сьюзан и Питер уже выросли из Нарнии и вообще уехали в Америку. Младшие — Эдмунд и Люси — остаются в Англии под немецкими бомбежками. Нахмурившийся Лондон оклеен плакатами «Родина-мать зовет!», в военкоматы стоят очереди. Впрочем, куда больше войны Люси и Эдмунду досаждает младший кузен Юстас: ябеда, зануда и любитель грызть сушеные факты, которого тошнит от бредней старших про сказочную страну Нарнию.

Научные убеждения Юстаса не колеблются, даже когда морской пейзаж в золоченой раме на стене гостиной однажды начинает протекать на обои соленой водой. Волна из картины накрывает с головой и недовольного Юстаса, и охочих до приключений кузенов — вынырнут они уже в открытом море Нарнии, где их и подберет парусник «Покоритель зари».

На борту уже ждут старые знакомые — принц Каспиан, которого настойчиво спасали во втором фильме, и мышь-рыцарь Рипичип, словоохотливый воинственный грызун, размером со щенка — и столь же обаятельный. На «Покорителе зари» Люси, Эдмунд и визгливо требующий британского консула Юстас поплывут за горизонт, официально признанный нарнийской наукой краем света.

Мышь-рыцарь Рипичип — самый запоминающийся герой «Хроник». В англоязычной версии его озвучивает близкий по харизме британец Саймон Пегг, которого мы не услышим
В пути «Покоритель зари» бросает якорь то у одного, то у другого одинокого острова: на одном чахнут над златом драконы, на другом свирепствуют злые одноногие хоббиты…

Тащит кораблик вперед квестовый сюжет с довольно путаной и так до конца и не складывающейся в стройную логику миссией: нужно кого-то спасти, нужно что-то найти и потом сложить в правильном порядке, туда не ходи, сюда ходи. Главная цель, впрочем, как это обычно и бывает с книжками про подростков, провалившихся в сказку, — не внешняя, а внутренняя: усмирение демонов переходного возраста. Люси ненавидит свое отражение в зеркалах, будь они волшебными или обычными. Эдмунд хочет стать первым пацаном на районе. Юстас же, как самый противный маленький пионер в этом «Ералаше», и вовсе тонет в воспитательной комедии. Тут надо отметить, что знаменитая христианская нравоучительность сказок Льюиса, которую во втором фильме выкорчевали, чтобы просторнее было фехтовать и пускать петарды спецэффектов, вернулась сполна.

Кстати, новый фильм вообще отличается по духу от своих предшественников (что неудивительно, учитывая, что франшиза сменила студию, перейдя от «Диснея» к ХХth Century Fox, режиссера и значительную часть творческой группы). Первый фильм «Хроник» был пряничной сказкой, которую очень уместно увидеть в утреннем телеэфире в новогодние каникулы. Второй — красивым, прилизанным, техничным аттракционом, финансово состоятельным, но все же собравшим вдвое меньше денег, чем первая часть.

Третий же фильм растерял праздничную сказочность, он словно смотрит на заколдованный мир приземленным взрослым, даже чуть скучным, взглядом (кстати, то же самое от фильма к фильму происходит и с поттерианой).

Вот, например, первая же высадка с «Покорителя зари» — в жаркий полумертвый город рабовладельцев — снята с такой будничной тревожностью, как будто это разведка десанта в каком-нибудь военном фильме. В полагающихся по жанру сценах близких контактов третьей степени с очередным мифическим чудовищем есть тот же самый привкус прозаичности. Да и обилие крупных планов в экшен-эпизодах не дает фильму развернуться в эпическое полотно. Как ни парадоксально, именно эти приземленность, теснота в кадре и легкое несовершенство странным образом придают достоверности и обаяния миру, где по-мужичьи молчаливо бродят минотавры и свирепствует ядовитый зеленый туман.

«Хроники Нарнии» известны как пересказ христианских идей языком волшебной сказки, ну а всемогущий лев Аслан служит понятным детям воплощением бога
Это не самое грандиозное киноприключение года, однако именно шероховатый «Покоритель зари» вернул корреспонденту НГС.РЕЛАКС былое детское счастье от открытия «Хроник Нарнии» — что не удалось первым двум фильмам серии.

Впрочем, восторги преимущественно относятся к первой половине фильма, которая мощно задает настроение настоящей — до сухости и соли во рту — одиссеи по бурному морю, где за скалами каменистых островов копошится и змеится невероятная опасная жизнь. Финал же как-то сдает в напряжении и подпускает сентиментальности. И, наконец, 3D-эффекты в фильме настолько неназойливы, что их могло бы и не быть. Попадете на «плоскую» версию — не расстраивайтесь, возможно, оно и к лучшему.


Елена Полякова
Кадры из фильма — kinopoisk.ru


читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама