Только стеб, ничего лишнего

В галерее «Лары» открылась провокационная выставка комиксов «ИстЕрия Сибири»

  • Альтернативная история Сибири — всего 19 картин — уместилась в один зал
    Альтернативная история Сибири — всего 19 картин — уместилась в один залВсе фотографии

На этой неделе в Новосибирске размышляли об альтернативной мифологии покорения Сибири. Почти одновременно, но с разных концов к вопросу подошли совладелец аэропорта «Толмачёво» Роман Троценко, подаривший городу скульптуру о смерти Ермака, и новосибирский художник Константин Еременко, объяснивший, что основным занятием великого казака в Сибири был поиск «хоть кого-нибудь, кому можно дать 3.14здюлей». Скульптурный Ермак, как и положено эпическому монументу, стоил господину Троценко приличных денег. Выставка стебных интернет-комиксов «ИстЕрия Сибири» не стоила господину Еременко почти ничего — за исключением покупки фломастеров и печати на принтере. Корреспондент НГС.РЕЛАКС заплатил за вход на выставку 100 рублей, но не сумел купить ответ на старый вопрос — умеет ли сетевая культура, вынутая из монитора, дышать самостоятельно.

«Первая порция московских работяг ушла не в Сибирь, а в запой… Вторая тоже. Третья, четвертая и так далее. Всем известно, что русские нифига не хотят работать, а умеют только бухать и думать о судьбах Родины. И тут пришел на выручку граф Григорий Александрович Потемкин, который решил переселить в Сибирь украинцев. Опустевшие украинские села вошли в историю под зловещим названием «Потемкинские деревни», — гласит одна из подписей к графике Константина Еременко, выставленной на этой неделе в галерее «Лары» в историческом центре города.

Словом, граждан, особо обеспокоенных темой российской державности, выставка тщательно провоцирует. В таких случаях традиция требует устроить если не добротный погром, то, по крайней мере, крупнокалиберное порицание с крестом и молитвой.

Сам художник говорит, что обижаться не на что, если уж работают в стране таджики, азиаты и собственно сибиряки (последние — все поголовно потомки украинцев). И сам же признает, что в России две темы могут поссорить людей на ровном месте — политика и история. Словом, держится национальной самоиронии до последнего — как и положено выходцу из русской блогосферы вообще и «Живого журнала» в частности. «Стиль придуман для Сети. Первая картина была для ЖЖ, нарисована фломастером и левой пяткой», — легко вспоминает Еременко, помимо прочего известный как один из лучших в Новосибирске аэрографов по кузовам авто.

Ломоносов первым воспел Сибирь как сырьевой придаток
Впрочем, развлекаться на выставке будет непросто даже тем, кто слышал о Дмитрии Горчеве, Линор Горалик, Жгуне и прочих апостолах-евангелистах русской сетевой культуры.

Доисторические основатели этого стиля, питерские митьки, в свои золотые годы радовали зрителя человеком в тельняшке, который закрывает Пушкина от пули засланца Дантеса, и прочими сценами, понятными выпускнику советской средней школы.

«ИстЕрия Сибири» настойчиво требует региональной эрудиции, которую обычно не дают даже в вузах.

«Через несколько веков великий русский художник с жидовской мордой Илья Ефимович Репин пишет свою нетленную картину «Царь Иван Грозный надругается над телом Кучума». Кстати, после того, как сибирский патриот Абрам Балашев портит эту картину, произведение реставрируют и переименовывают на более толерантное «Иван Грозный убивает своего сына», — докладывает подпись к еще одной картине. То, что редкий посетитель выставки знает хоть что-нибудь об Абраме Балашеве, знатном патриоте Сибири Григории Потанине и других местных сепаратистах, художника не смущает. «Те, кто не знал, может быть, устыдятся, пойдут и что-нибудь почитают», — реагирует автор «ИстЕрии».

Пообижаться на выставке Константина Еременко можно в свое удовольствие
Стоит ли маленькая выставка таких усилий — сказать трудно, но изучать по ней историю появления карьера Мочище (результат уличной встречи сибирского украинца Ющенко с медведем), в общем, нескучно. Пусть даже юмор чаще всего прост, как нефтедоллар.

На следующей неделе кооперация Константина Еременко с небезызвестным арт-деятелем Артемом Лоскутовым и этнорок-группой «Буготак» обещает выкатить еще один псевдосепаратистский проект. Художники грозятся довести до необходимого градуса абсурда стартовавшую недавно кампанию «Настоящих сибиряков», авторы которой всерьез собираются убедить жителей Зауралья назваться во время переписи сибиряками по национальности. «У нас, с этой стороны Урала, у людей есть копчики. С той стороны Урала — хвостики. Мы от них отличаемся не только духовно, но и физиологически. Пора становиться особой нацией», — провозглашает Константин Еременко.


Петр Малков
Фото автора


читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама