«Мадера»: закусывать надо!

Восходящая звезда новосибирской эстрады о хулиганской музыке, конце рока и предстоящих гастролях в столицах

  • Лидер «Мадеры» Дмитрий Наумов открестился от шансона в его «таксишном» виде
    Лидер «Мадеры» Дмитрий Наумов открестился от шансона в его «таксишном» видеВсе фотографии

Ансамбль «Мадера» в местном шоу-бизнесе появился относительно недавно. Буквально год назад. Однако из самых молодых новосибирских коллективов они стремительнее всех набрали популярность — клубы на их выступлениях практически всегда полны. Возможно, секрет успеха в том, что они исполняют любимые в застольных компаниях песни в стиле так называемого городского романса. Но вполне вероятно на популярность влияет и то, как они это делают — залихватски, с душой, как будто в последний раз. Лидер коллектива — Дмитрий Наумов попытался объяснить корреспонденту НГС.РЕЛАКС секрет популярности, почему они не поют «Гоп-стоп» с «Муркой» и как решились отправиться в тур по городам России, не имея авторского материала.

Справка: Ансамбль «Мадера» образовался в 2009 году. Исполняют в авторской аранжировке «веселые и задушевные песни» — в основном из разряда городского романса или, как еще это называется, — «шансона с человеческим лицом». В репертуаре — Аркадий Северный, Леонид Утесов и т.п. В коллективе 8 участников, среди которых почти все джазовые музыканты.

Шансон, пусть и с «человеческим лицом»… Не накладывает ли это определенный отпечаток?


Сначала было тяжело — люди пугались штампа шансона. Все же привыкли, что шансон — музыка для таксистов. А на самом деле ко всем этим Наговицыным и Кучиным мы отношения никакого не имеем. Хотя поступали предложения от звезд шансона о записи совместных песен. Фамилии называть не буду. Я не поддержал это предложение.

Сейчас мы согласились поучаствовать в проекте братьев Торсуевых (актеры, сыгравшие Электроника и Сыроежкина. — И.К.). У них в Москве будет выходить проект «Песни из гаража Сыроежкина». Мы запишем с ними пару песен. Одна будет грустной песней Сыроежкина из кино, которую мы сделаем в джазовой обработке.

Вы, пожалуй, единственная молодая местная группа, которая стремительно набирает популярность и даже организовала тур. Почему у остальных так не получается?

Наверное, подход другой. И у нас еще связи в Питере большие — начиная с групп «Ленинград», «НОМ» и заканчивая всей остальной тусовкой… Да и музыку мы делаем не для зарабатывания 500 рублей за концерт. Есть просто правильное осмысление, что нужно делать. Другие же не пытаются найти свой стиль — играют или джазовые стандарты, которые уже неприкосновенны, или рок, который лет 10 никому не нужен. Надо задуматься — что ты играешь?

«Мадера» — не для зарабатывания по 500 рублей с концерта, а для чего тогда?

Для воплощения творческих идей. Я стараюсь привлекать музыкантов, которым нравится то, что мы делаем. Очень сложно было собрать хороших джазменов. Для них шансон — это штамп, — они окончили консерваторию, у них своя музыка в голове. Сложно объяснить разницу между творчеством Шуфутинского и классикой городского романса. Хотя гениальных много, тот же Коля Панченко. Главный успех коллектива — понимание, что и для чего ты делаешь. Можно иметь охрененных музыкантов, но делать 20 лет дерьмо.

Так для тебя «Мадера» — хобби или проект, который должен со временем тебя кормить?

К внешнему виду в коллективе подходят с такой же тщательностью, как и к отбору репертуара
Такая музыка вряд ли будет кормить. Это же не поп-проект. Это — музыка небольших заведений. Даже среди известных питерских групп, те же Billy’s band, нет миллионеров. Но время покажет. Я могу сказать лишь, что это — не просто хобби.

Откуда деньги на раскрутку? Есть продюсер?

Нет продюсера. И никаких денег. Мы ни на что не тратим. Все, что делается, — делается с помощью друзей, которым нравится наша музыка.

Расскажи о будущих гастролях — сколько городов, когда?

Москва, Рязань, Тула и Питер — с 28 по 31 октября. Потом еще в Питере в начале ноября будет концерт-солянка, посвященный 10-летию группы «Ля-Миноръ», с которой мы в декабре будем альбом писать.

Вы хотите что-то донести до публики или главное, чтобы народ завелся и подвигал задницей?

Не донести и не завести. Мы просто изначально делаем честно ту музыку, которая нам нравится. Когда-то спросили Бориса Гребенщикова, мол, зачем он создал «Аквариум»? Он ответил, что на тот момент в Питере не было групп, которые бы ему нравились. Вот я когда создавал группу, мне в Новосибирске тогда тоже ни одна не нравилась. Есть, конечно, достойные коллективы, тот же «Штрих Кот», допустим. Которые, по крайней мере, задумываются о чем-то — о внешнем виде, музыке…

Внешний вид важен?

Важно все. Я не хочу прийти и увидеть вокалиста в рваной майке, если это не часть имиджа. То есть еда может быть вкусной, но она не должна быть на грязной тарелке. У нас о внешнем виде думаю я. Это так происходит: я звоню и говорю, мол, так и так, товарищ дорогой, надо задуматься о внешнем виде. Перед концертом в «Рок-Сити» был подобный разговор — я говорил с каждым, что мне не нравится.

Музыканты еще не должны быть ряженые. Ряженые — это когда группа играет, допустим, музыку 20-х годов и они все… Сейчас «Штрих Кот» меня завалит. (Смеется.) Допустим, они все в шляпах, белых рубашках и подтяжках. Это — ряженость. Видно, что человек специально вырядился. Но даже и это уже хорошо… Как можно сделать дешево образ хулигана? Надень пиджак, кепку и тельняшку. Я сейчас стараюсь отходить от этих кепок и делать все тонкими намеками — необязательно надевать кепку, одна физиономия может многого стоить. Или один ремень покажет определенную эпоху. Такие аксессуары ищем специально. С блошиного рынка Питера привез 8 рубашек 70-х годов по 150 рублей. Свою рубашку «Спортлото» нашел на чердаке дачи.

Ансамбль «Мадера» почти полностью состоит из профессиональных джазовых музыкантов, которые поначалу не могли привыкнуть к тому, что им придется исполнять
Любимые твои коллективы — наши и западные?

Сейчас я не слушаю практически ничего. Иногда достаю какие-то старые диски — что-то джазовое, что-то рокабильное. Есть группы, которые сделаны достойно, но я не буду слушать их музыку. На Западе достойно сделано практически все. Даже в попсовом направлении. Например (может, тебя и шокирует), я очень большой любитель Элтона Джона. Из питерских нравится «Аукцыон», «НОМ», «Странные игры», которые как-то отходят от стандартов русского рока. Гинзбурга люблю. Тома Вейтса. А так… Народ до сих пор с русским роком наиграться не может — ходит в майках с Цоем, а мало что делает нового. Кинчев вон бегает с церковными колоколами. Это, конечно, свято, но не актуально.

А из наших?

«Коридор». Это старики, надо отдать им должное. Сделано все качественно. По материалу ничего не скажу, но группа — достойная. «Путти» — эпоха! «Ракеты» — лучшая кавер-группа, считаю. Сейчас вот я копаюсь в старых архивах, ищу не только Северного, но и Комара, например. Был такой в Воронеже музыкант.

Нормально относишься, когда едят на ваших концертах? А сам ешь, когда поют другие?

Да, нормально. Но под нас — не скажу, чтобы прямо едят, мы же не фоновая группа, закусывают — да. Что касается меня, то я не из тех людей, кто заказывает много еды в клубе. Для этого существуют рестораны. Я тоже больше закусываю. (Смеется.) Мы же выступаем в каких-то джазовых клубах, а не в ресторанах. Люди понимают, что это несколько другое. Хотя бывает, заказать какую-нибудь песню пытаются. Например, «Гоп-стоп» или «Мурку». Но мы не исполняем, даже за большие деньги. Мы — репертуарная группа. А чтобы аранжировку продумать — на это уйдет несколько недель.

Задумывался об авторском репертуаре?

Текстов со всей страны присылают много. Но люди эту музыку еще неправильно воспринимают. Есть стихи простые, а есть — примитивные. Простое бывает гениальным, а примитивное — нет. Народ же присылает в основном примитив. Предлагают петь про морячков, Дусек, Люсек… Можно и сейчас записать альбом, но материалом я не буду доволен. А какую-то интересную лирику еще не нашел. И пускай обвиняют, что мы чужое поем. Хрен с ними!


Илья Калинин
Фото предоставлены Дмитрием Наумовым

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама