«Чужая»: эпоха русского быдла

Бандитская Россия 1990-х в кровопролитном и экзистенциальном боевике «только для взрослых»

  • В отличие от американских суровых рейтингов, нередко подрывающих кассу, у нас редкая нашлепка «детям до 18 запрещено» — отличная реклама
    В отличие от американских суровых рейтингов, нередко подрывающих кассу, у нас редкая нашлепка «детям до 18 запрещено» — отличная рекламаВсе фотографии

На этой неделе на экраны выходит фильм, который смело можно обозвать вольным римейком «Чужого». Только вместо скафандров — спортивные костюмы и кожаные куртки, а в роли космоса выступают бандитские 90-е — эпоха большого взрыва, когда новый мир рождался на глазах довольно неприглядным образом. Про эту эпоху, страшно мифологизированную (даже люди, в жизни не видевшие живого бандита, вспоминают ее как время, когда «все ушли в бандиты»), действительно заметных фильмов не выходило, как ни странно, с середины нулевых годов. Последними заметными были «Жмурки» Балабанова и ненужное продолжение отличного «Бумера». «Чужая» в этом ряду выглядит более чем достойно.

Справка: «Чужая» (Россия) — криминальный боевик. В начале 90-х бандитская бригада едет с Украины в Прагу, чтобы забрать из борделя в заложницы сестру недавно арестованного бандита. В ролях Наталья Романычева, Евгений Ткачук, Кирилл Полухин, Александр Голубков, Анатолий Отраднов и Александр Корчагин. Режиссер — дебютант в большом кино Антон Борматов. Продюсер — Константин Эрнст. Фильм снят по вышедшему несколько лет назад отдельной книгой нашумевшему одноименному сценарию Владимира Нестеренко (известного как «Адольфыч»). Продолжительность — 110 минут.

Украина, начало 90-х. Обдолбанный крэком, созерцаемый камерой, как ползающая за стеклом диковинная рептилия, стареющий авторитет Рашпиль посылает бригаду (опытный воевавший лысеющий Малыш и трое дерганых пацанов — Гиря, Шустрый и Сопля) в Чехию, чтобы доставить на родину девушку Анжелу («Чужая — такая вот кликуха»). Чужая — единственная родная душа недавно арестованного бандита по кличке Бабай, а значит — надежная заложница, чтобы Бабай не сдал серьезных людей. Покуражившись над копошащимися вдоль дороги крестьянами, кажется, не изменившимися со средневековья, бригада пересекает границу, прибывает в Прагу, ржет над тупыми европейцами и их смешным языком («русское быдло» — тихо чеканит официант).

Раскидав на пути с полдесятка трупов и избитых сутенеров и проституток, бригада вытаскивает из подпольного борделя нужную девицу, забыв о том, что, как говорил капитан Крюк, женщина на корабле приносит несчастье.

«Чужая» снята по-телевизионному просто и почти безлико, но может похвалиться эффектной историей в основе
Прелюдия довольно длинная, но это только начало истории, а самая история цитирует не столько криминальные драмы о беглецах от правосудия, сколько известную кинофантастику о том, что кого попало на борт брать не стоит. Едва ли стоит скрывать объяснение названия как финальный сюрприз. С тех пор как воистину гениальный отечественный переводчик, отмахнувшись от напрашивающегося «Пришельца», назвал фильм Alien «Чужим», само слово сразу ассоциируется не с правом на собственность, а с кислотной космической дрянью. В результате «Чужая» — редкий случай, когда мировое кинематографическое наследие в новом российском жанровом кино не сдувается под копирку в надежде выдать результат за пародию, а переосмысляется неожиданно — и действительно остроумно.

Оригинальный сценарий «Чужой» был написан — как ответ «Бумеру» — загадочным киевским маргиналом Владимиром «Адольфычем» Нестеренко, вроде бы проведшим 90-е на криминальной передовой. В качестве продюсера — рулевой Первого канала Константин Эрнст. Сочетание слов «Первый канал» и «кино» заранее раздражает. Но, как и сериал «Школа», «Чужая» — освоение опасных новых земель.

Тут нет ни одного затасканного в медиа лица — все актеры явились из театров и безвестных сериалов. Именно они, разогреваясь, вначале стаскивают фильм в юмореску, чересчур старательно изображая тупых быков, но потом расслабляются и осваиваются на глазах. Совершенно неизвестная Наталья Романычева в роли Чужой и вовсе выглядит как минимум отечественной Вайноной Райдер, наполовину трудным подростком, наполовину ведьмой, которой, судя по жизненному опыту и цинизму, должно быть лет триста — ведь нечисть, по поверьям, живет и дольше.

Довольно редкий в нашем прокате тезис «лицам до 18 просмотр категорически запрещен» занимает на афишах «Чужой» место слогана — он и есть часть рекламной кампании.

Наркотики, спортивные штаны с лампасами, кожаные куртки, назойливая эстрада про красивую жизнь, полное отсутствие законов — в «Чужой» собраны все представления о 90-х
Потому что в «Чужой» есть несколько жестоких избиений, луж крови, с десяток хладнокровных убийств на два часа и один довольно нудный половой акт, — в общем, ничего такого, чего вы не видели по ТВ в прайм-тайм. Бьющие по глазам виртуозные диалоги оригинального сценария в фильме сильно сократили и очистили от щедрого мата — он сведен к нескольким репликам в совсем уж расстроенных чувствах. На бумаге история Чужой была редкой концентрацией злого напора и почти физически ощутимой вони от террариума, в котором жрут друг друга персонажи. А фильму, снятому довольно стандартно и приглаженно, без узнаваемого авторского почерка, не хватает не столько каких-то оригинальных режиссерских находок, сколько просто-напросто злой бесшабашной энергии (притом что история — как раз про нее и есть).

Теоретически, судя по оригинальному сценарию, «Чужая» могла стать фильмом-бомбой, после которого хочется прямо сейчас выпить стакан водки. Но стала вполне крепким жанровым фильмом с минимумом фальшивых нот, с хорошей историей в духе фрейдистского кошмара — леди в беде оказывается даже не роковой женщиной, а, в общем-то, и не совсем человеком. И, как и полагается кино про мафию, «Чужая» норовит из частного случая превратиться в притчу о взлете и падении целого поколения на фоне унылых ковров по стенам и Жириновского и группы «Комбинация» в телевизоре.


Елена Полякова
Фото afisha.ru


читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама