«Принц Персии»: Абдулла, поджигай!

Экранизация культовой игры, в которой древние персы запускают адронный коллайдер

Продюсер «Принца Персии» Джерри Брукхаймер в свое время на основе аттракциона в «Диснейленде» (прямо скажем, эта основа — сомнительных драматургических достоинств) воздвиг «Пиратов Карибского моря». От «Принца Персии» — долгожданного блокбастера по мотивам одноименной компьютерной игрушки (ее самая ранняя версия, начала 90-х, была воспета еще Пелевиным в «Принце Госплана») — вполне логично ждать эффекта в духе «Пиратов». И ждут его не только зрители, но и создатели, старательно воспроизводящие в сюжетных поворотах структуру «Пиратов»: шут, аморальная парочка и отношение к реальности как к иллюзии.

Справка: «Принц Персии» (США, 2010) — фэнтези по мотивам культовой компьютерной игры. Действие происходит в VI веке в Персии, бывший беспризорник Дастан становится воином, вовлеченным в борьбу за трон. Режиссер Майк Ньюэлл («Гарри Поттер и кубок огня»); продюсер Джерри Брукхаймер («Пираты Карибского моря»). В ролях — Джейк Джилленхол («Донни Дарко», «Горбатая гора»), Джемма Артертон («Битва титанов»), Бен Кингсли («Список Шиндлера»). Бюджет — 200 млн долларов. 147 минут.

Заехавший с инспекцией на рынок царь Персии по душевному порыву усыновляет бойкого беспризорника. Повзрослевший нищий, а ныне — принц с умными по-собачьи глазами любимца девушек Джейка Джилленхола, вырос в гармоничную личность, которая прекрасно ладит и с уличной шпаной, и с двумя своими сводными братьями королевской крови. В военном походе принцы (а с ними дядька Черномор — зловещий Бен Кингсли, без бороды, но сиятельным образом лысый и с подведенными угольком глазами) проезжают мимо дивной красоты города принцессы Тамины. Город вообще-то священный и нападать на него международное право не велит, но в царственном семействе завелся свой Буш-младший, утверждающий, что в подвалах города куется оружие для врагов Персии. Город взят — на банкете по случаю успешного завершения миротворческой акции убит сам царь Персии. Обвиненный в заговоре против приемного отца принц Дастан паркуровскими прыжками (в манере настолько знакомой любителям игры, что пальцы будет привычно сводить) бежит в пустыню, прихватив трофейные бонусы: высокомерную принцессу Тамину (Джемма Артертон) и стильный кинжальчик с большой красной кнопкой.

Бен Кингсли суров на вид, но принцы Персии знают его как доброго дядюшку
Красная кнопка, разумеется, неспроста: в финале принцу Дастану придется «выдать Брюса Уиллиса» и спасти мир от древнеперсидской версии адронного коллайдера.

Ну а пока он просто удирает от царских стражников и переругивается со спутницей: принцесса пытается тихонько прирезать спутника, а он то грозит обменять ее на верблюда, то преподносит пустынной братве в обмен на услуги, то просто грустно смотрит в декольте. Похождения в пустыне сильно оживляет появление жизнерадостного восточного бизнесмена (Альфред Молина), во избежание уплаты налогов замаскировавшего свою страусиную ферму под проклятое место.

— Мы же видели скелеты на въезде!
— Я купил их в Бухаре на рынке у цыган.


Принц в исполнении Джейка Джилленхола мускулист и большеглаз, прекрасно ладит с людьми и силен в паркуре
Фирменный продукт продюсера Брукхаймера — «Пираты Карибского моря» — был не банальным блокбастером, а увлекательным дурноватым сном, привидевшемся на затуманенную литром рома с колой голову. В «Принце» стремление клонировать всепобеждающее морское чудовище «Пиратов» в сухопутном варианте очевидно. Вроде бы рецепт тот же. Есть экзотический мир, будораживший еще дедушек нынешних зрителей в эпоху, когда главными были не пиксели, а буквы приключенческих романов. Есть непростые отношения главного героя с взбалмошной героиней. Есть, наконец, шут, взрывающий логику повествования непредсказуемыми репликами и поступками. Да и сама реальность в финале окажется непрочной материей.

Погони и битвы, как и полагается блокбастеру от серьезных людей за серьезные деньги, предсказуемо хороши, а некоторые даже головокружительны. Но ответ на вопрос о том, станет ли «Принц» такой же крутой франшизой, как «Пираты», — однозначно «нет».

Выжженная солнцем пряная, в завитушках Древняя Персия выглажена-стилизована под цифровые интерьеры-пейзажи компьютерной игры. Стильно, но смотреть два часа на пластмассовый мир, в котором за очередной дюной так и мерещится задняя стенка монитора, скучно. Что касается шутовства персонажей, то принцы, принцессы и злодеи столь же плосковаты, как и мир вокруг них, а забавные ситуации словно разбросаны по сюжету для галочки и их быстро сворачивают, чтобы начать очередное соревнование по паркуру или фехтованию. И, в конце концов, Альфред Молина в плане харизмы все-таки не Джонни Депп. Зритель в итоге чувствует себя даже не игроком, а млеющей на клавиатуре под яркой, как цифровое персидское солнце, настольной лампой кошкой, лениво наблюдающей за резвой беготней курсора на экране. То есть приятное, необязательное времяпрепровождение, не тянущее на особенный вечер.


Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама