«Робин Гуд»: горе луковое

Образцовое мочилово с благородным разбойником, чей характер изменен до неузнаваемости

  • От новой исторической экскурсии Ридли Скотта и Рассела Кроу зрители ждали средневекового «Гладиатора» — примерно так и вышло
    От новой исторической экскурсии Ридли Скотта и Рассела Кроу зрители ждали средневекового «Гладиатора» — примерно так и вышлоВсе фотографии

Главная премьера недели и один из самых долгожданных потенциальных блокбастеров года — «Робин Гуд». Высокобюджетное средневековое побоище от команды «Гладиатора» — сэра Ридли Скотта и бешеного харизматика Рассела Кроу — заметно обновило биографию знаменитого разбойника. Как и в случае с «Гладиатором» зрители будут хором кричать: «На самом деле было по-другому, а так быть не могло!» Но потенциальные обиды любителей точных соответствий — далеко не худшее, что случилось с долгожданным фильмом.

Справка: «Робин Гуд» (США, Великобритания) — вольное переложение легенды о благородном разбойнике, жившем в Англии в XII–XIII веке. Режиссер — Ридли Скотт («Чужой», «Бегущий по лезвию», «Гладиатор»). В ролях — Рассел Кроу («Гладиатор»), Кейт Бланшетт («Властелин колец»), Марк Стронг («Рок-н-ролльщик», «Шерлок Холмс»). Бюджет — 237 млн долларов. Продолжительность — 141 минута.

Король Ричард Львиное Сердце (Дэнни Хьюстон) погибает на исходе десятилетнего крестового похода, напоследок успев обидеть несправедливым наказанием простого лучника Робина Лонгстрайда (Рассел Кроу). Рыцари, которые должны были доставить на родину печальное известие и временно оставшуюся без головы корону, погибают в засаде, устроенной лысым изменником Годфри (опытнейший кинозлодей Марк Стронг), и их место занимают простолюдины во главе с Робином. Под именем убитого рыцаря Роберта Локсли Робин прибывает в его ноттингемское поместье.

Так ждавшая мужа десять лет, отбиваясь от домогательств шерифа, леди Мэрион Локсли (Кейт Бланшетт) заполучает в дом трогательно насупленного Рассела Кроу в грязной майке. Но, дорогие зрительницы, это не финал, а самое начало.

Поместье Локсли разорено, новый король Джон, манерный истерик, родившийся на тысячу лет раньше своего времени — в котором он мог бы найти себя в качестве манекенщика у «Дольче и Габбаны», — повышает налоги до критического уровня бунта и междоусобицы. А изменник Годфри собирается еще и привести в этот бардак завоевателей-французов. От французов Робину и придется защищать родину — чтобы только в финале наконец понять, что его давно заждался Шервудский лес. Одним словом, это приквел привычных сюжетов о благородном разбойнике, история того, как рядовой Робин Лонгстрайд, совершенно случайно и морщась от неохоты, превратился в гражданина, всерьез озабоченного несправедливостью мрачного средневековья. Привычные «отнять и поделить» на большой дороге, с которыми ассоциируются Робин и его веселые ребята, остаются за финальными титрами.

Традиционный Робин Гуд — аристократ, переметнувшийся на защиту простого народа. Здесь он — простолюдин, которому от погибшего рыцаря достались имя, разоренное поместье и леди Кейт Бланшетт
Пару лет назад со съемочной площадки сообщали, что Кроу будет играть шерифа Ноттингемского, причем шериф новаторски окажется хорошим человеком в сложной политической ситуации, а его вечный враг Робин — популистом и эгоистом.

После этого сценарий «Робина Гуда» переписывали несколько раз: в итоге отличий от привычной сказки про зеленого человечка с луком в нем больше, чем сходств.

Обычный оппонент Робина Гуда, шериф Ноттингемский здесь персонаж даже не второго, а третьего плана. История вышла непохожей на средневековые первоисточники и предыдущие фильмы о Робине Гуде (впрочем, их десятки — на любой вкус: от классики 30-х годов с Эрролом Флинном до диснеевских лисичек). Притом что история новая, ничего новаторского в ней не осталось: это необязательная связка для экшен-эпизодов, по-голливудски осовремененная несвойственными средневековью моралью и гуманностью. Робин Гуд — как это привычно нам, но не крестоносцам — возмущен агрессией против мусульманских женщин и детей; то и дело звучат крики «За свободу!», «За равные права!» и так далее.

Довольно парадоксальным образом кино ухитряется быть скучным и несвязным в целом, но при этом состоять по большей части из роскошных — по отдельности — эпизодов.

Следить за историей, которую разыгрывают мультипликационный бяка король, комиксовый злодей Марка Стронга, слишком правдоподобная для этого кукольного театра Кейт Бланшетт и самодостаточный хмурый лесовик Кроу, — скучно. А то, что происходит на экране прямо здесь и сейчас — захватывающе: огонь и железо, морская вода пополам с кровью, бегущие напролом через лес кони, тяжело режущие воздух стрелы. Кстати, наверняка некоторые зрители закончат вечер после просмотра походом в какой-нибудь арбалетно-стрелковый клуб, чтобы вспомнить, как в начале 90-х играли в разбойников, вдохновившись «Принцем воров» с Кевином Костнером.

В финальной битве «Спасти рядового Райана» лоб в лоб сталкивается с «Властелином колец»
Финальная битва между англичанами и французами совершенно ошарашивающим образом оказывается лобовым столкновением высадки в Нормандии из «Спасти рядового Райана» с кульминацией «Властелина колец». Отдельные кадры так узнаваемы, что зритель остается в смятении от невозможности определиться — назвать это шуткой или халтурой.

Хватка в бою у Ридли Скотта по-прежнему мертвая, хотя как солдату-наемнику ему будто бы совсем все равно, за что жечь и рубить: скучный мир в «Робине Гуде» явно не стоит такой славной войны.

Впрочем, за то же самое — оружие безупречной красоты состоит на службе у смутной, а то и мутной истории — упрекали и «Падение «Черного ястреба», и «Гладиатора», — что не мешает им входить в десятку любимых фильмов чуть ли не у каждого третьего зрителя.


Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru


читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама