«Железный человек-2»: Россия, вперед!

Стильный блокбастер, где за несчастным американским суперменом гоняются полчища русских роботов

  • Эпизод с гигантским пончиком прямо-таки обязаны спародировать в «Симпсонах»
    Эпизод с гигантским пончиком прямо-таки обязаны спародировать в «Симпсонах»Все фотографии

На этой неделе, вышвырнув из больших залов мультиплексов проваливающийся эпик Михалкова, в прокат вышел «Железный человек-2». Учитывая, что первый «Железный человек» был одним из лучших блокбастеров позапрошлого лета, от сиквела было чего ждать. Напомним, Железный человек — это американский миллиардер Тони Старк, помятый плейбой и гениальный изобретатель, в исполнении Роберта Дауни-младшего. В прошлом фильме Старк по медицинским показаниям имплантировал в сердце атомный реактор. А заодно обзавелся — в дополнение к пьянству и прогулкам по девочкам — привычкой время от времени облачаться в технически продвинутые доспехи и в облике гигантского человекоподобного робота вставать на защиту безопасности страны.

Справка: «Железный человек-2» (США, 2010) — экранизация комикса Marvel, сиквел хита лета-2008, снятый тем же режиссером Джоном Фавро. Обзаведшийся в первом фильме летающими доспехами и атомным сердцем, искупающий добром свой нажитый на оружии капитал, миллиардер Тони Старк в новой ленте отбивается от Пентагона, пытающегося отобрать костюм Железного человека для армии и от русского зэка-изобретателя Ивана Ванко. В ролях — Роберт Дауни-младший, Микки Рурк, Гвинет Пэлтроу, Скарлетт Йоханссон. Бюджет — 200 млн долларов. 124 минуты.

Пока прочие кинокомиксы ударялись в реализм, психологизм и просто стеб, первый «Железный человек» сделал ставку на стиль и почти старомодный шик. Харизматичный гуляка-миллиардер, его блондинка-секретарша (Гвинет Пэлтроу), прелестная легкость в обращении с банальным сюжетом и актуальными политическими проблемами. Редкость для блокбастера — экшн и спецэффекты «Железного человека», — будучи мощными, запоминались меньше, чем коронные выходы Дауни-младшего, шли фоном, работали шестеренками в общем слаженном механизме.

Эту старомодную манеру — обольщать зрителя стилем и легкостью, а не атаковать отбойным молотком, — второй «Железный человек» продолжает (хотя бы потому, что не поддался искушению трансформироваться в 3D-аттракцион).

Первые кадры второго «Железного человека» — московский вокзал, серый снежок, унылые дома, в одном из которых в старательно, но как-то чересчур стильно обшарпанном подъезде стоит, приложившись лбом к стене, косматый и в татуировках русский мужик Иван Ванко (Микки Рурк). Рядом, в запущенной квартире, трещинами в сырых стенах больше напоминающей замок Иф, умирает его отец — физик Антон Ванко.

Когда-то видеокассеты с Микки Рурком в эротических мелодрамах сыграли роль в нашей сексуальной революции. Теперь Рурк играет русскую версию безумного ученого
В свое время Антон Ванко пытался сбежать в Америку и разбогатеть, но пал жертвой интриг олигархического семейства Старк. Его сын, полжизни проведший по тюрьмам и соответственно до кончиков пальцев покрытый синими татуировками жанра «не забуду мать родную» (кстати, готовясь к роли, Микки Рурк побывал в Бутырке), намерен отомстить.

И тут же начинает яростно паять на коленке новейшее смертоносное оружие с двумя огромными бьющими током хлыстами. Кстати, последний раз плохие русские появлялись в более или менее заметном голливудском релизе целых два года назад — в «Индиане Джонсе», любящие от души обидеться зрители могли и соскучиться.

Тем временем Тони Старк под вспышками камер изящно отклоняет все более настойчивые предложения Пентагона передать облачение Железного человека под государственный контроль и готовится к своему дню рождения — бесстыдно роскошной вечеринке с толпами голодных манекенщиц.

Когда технические гении встретятся лицом к лицу, все будет взрываться, грохотать и искрить по высшему классу, но главное удовольствие — снова не в этом.

Похмельное обаяние Роберта Дауни-младшего — это половина удовольствия; вторая половина распадается на отдельные конфетки для зрителя. Вот, например, Железный человек, сняв шлем, вальяжно и живописно отдыхает, лежа в дырке гигантского декоративного пончика, установленного на крыше придорожной закусочной. «Я попрошу вас покинуть пончик», — строго говорит явившийся внизу в лучах закатного солнца Сэмюэль Л. Джексон в черном плаще и с пиратской повязкой на глазу.

Героиня Скарлетт Йоханссон работает в корпорации Старка юристом — но самое интересное начинается, когда она переодевается из деловой одежды в более удобную
На радость поклонникам в корпорацию Старка нанимается юристом перекрашенная в рыжую умницу Скарлетт Йоханссон. Гвинет Пэлтроу в роли бывшей секретарши (а ныне соучредителя Старка в корпорации) то повизгивает от страха, то храбрится и сердится очень в духе девушек Бонда золотой эпохи.

А кульминация фильма — финальная битва — оказывается, по сути дела, дракой на дне рождения перепившего олигарха, которая начинается с ломания мебели, а потом охватывает — масштабами разрушений — весь город, по которому гоняются друг за другом летающие роботы. Вопросы дизайна в «Железном человеке», как и все прочее, решены просто, но со вкусом: гладкой и стильной боевой продукции Старка противостоят самопальные-самопаянные скрипучие творения русского гения (силы равны).

Когда угловатые роботы, порожденные Ванко, поднимают стволы пушек — это натуральные русские танки в Нью-Йорке.

Сиквел вышел никак не хуже оригинала — разве что история в первом фильме была чуть более ладной. Но это неважно: лето — сезон простых удовольствий — официально началось с отличного блокбастера, мощного, но не утомительного, а легкого, ироничного и сделанного с хорошим вкусом — точнее, вкусом хорошего фастфуда.


Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама