«Пипец» какой-то

Панк-комикс о супермене-онанисте и школьнице-убийце

  • «Почему люди не супергерои?» — пытается понять герой в начале фильма. К финалу он дорастет до житейской мудрости: когда людям есть что терять, их революционный дух сразу сдувается
    «Почему люди не супергерои?» — пытается понять герой в начале фильма. К финалу он дорастет до житейской мудрости: когда людям есть что терять, их революционный дух сразу сдуваетсяВсе фотографии

На этой неделе в прокат вышел, вероятно, самый запоминающийся кинокомикс года: веселее, дурнее и с большим членовредительством едва ли появится в ближайшее время. Плохие парни в «Пипеце» гибнут в кадре от прямого попадания из базуки или перегрева в микроволновке. Добро представляет маленькая девочка с фиолетовыми волосами, протыкающая людей огромным ножом, как буженину, и матерящаяся, как мясник. Все это — волосы, мат и нож — ей разрешил папа, а папа у нее — Николас Кейдж с тараканьими усами и бешеными мокрыми глазами. В российский прокат «Пипец» (Kick-Ass) вышел в двух версиях перевода: цензурной и нецензурной (матерная идет в «Седьмом небе»). На DVD, который выйдет в мае, вероятно, будет и перевод от Гоблина — в его версии фильм называется куда более метким, чем стыдливый «Пипец», «Поджопником».

Справка: «Пипец» (Великобритания, США, 2010) — комикс о супергероях с элементами черной комедии. Старшеклассник Дэйв наряжается супергероем по имени Пипец и оказывается втянутым в войну, которую ведут с мафией девочка-ниндзя и ее безумный отец. По комиксу Марка Миллара («Особо опасен»). Режиссер — Мэтью Вон («Звездная пыль»). В ролях — Аарон Джонсон, Хлое Морец («500 дней лета»), Марк Стронг («Шерлок Холмс»), Николас Кейдж. Бюджет 28 млн долларов. 117 минут.

В зачине «Пипец» — типичная американская школьная комедия: живет такой парень в очках и буйных кудрях, пустое место для сверстниц, неутомимый онанист на тему бюста учительницы литературы. К тихому очкарику Дэйву (Аарон Джонсон) прилагаются и друзья — два таких же вяловатых перца разной степени упитанности. Жанр школьной комедии подразумевает исследование глубин унижения, в которые старшеклассников затягивают бушующие гормоны. Например — надеть обтягивающее трико плюс садомазохистскую маску и сняться в таком виде для YouTube. И Дэйв надевает, воображая себя супергероем и грозой преступности под кодовым именем «Пипец»: ссутулившись, робко крадется по нью-йоркским подворотням, а дома репетирует перед зеркалом бессмертное «Это ты мне сказал?».

Вроде бы, максимум, на который может рассчитывать Дэйв, — кратковременная унизительная слава интернет-мема: «придурок ходит по улице в водолазном костюме, его все бьют». Но одновременно в Нью-Йорке подпольную войну с преступностью ведут и профессионалы: бывший коп по кличке Папаня (Николас Кейдж) и его одиннадцатилетняя дочка Убивашка (Хлоя Морец), из которой свихнувшийся от разных бедствий папа вырастил машину для убийства. Горы трупов, которые оставляет за собой Убивашка, мафия по недоразумению приписывает Пипецу, объявив его врагом номер один. На героя начинается охота, причем, чтобы втереться к нему в доверие, искусственно выводят еще одного супергероя — сделанное из черного латекса и лака для волос явление под псевдонимом Кровавый Угар.

Кровавый угар — это, в общем-то, и есть лучшее описание происходящего в «Пипеце».

Убивашка в исполнении несовершеннолетней Хлои Моретц шокировала американских моралистов и стала одним из самых запоминающихся киноперсонажей года
Снятый режиссером Мэтью Воном, слава которого началась в качестве продюсера Гая Ричи, по комиксу Марка Миллара (его же — первоисточник бекмамбетовского «Особо опасен») «Пипец» разваливается на составляющие легко, как человек, разрубленный самурайским мечом. Кроме школьной гормональной комедии здесь есть еще и криминальная комедия школы Гая Ричи: дубовых умом и кулаком мафиози Вон явно одолжил у своего давнего соратника. Главный мафиозный босс — довольно интеллигентный, несмотря на аляповатые галстуки, мужчина — беспокоится, что из-за затянувшейся пытки он не успеет сходить с сыном в кино и купить ирисок.

Ну а рядовые бандиты — крутолобые тупицы, недоуменно разводящие руками, когда пытаемый в гигантской микроволновке взрывается как яйцо, не успев толком ничего сказать.

И, наконец, «Пипец» — это тарантиновское потрошение видеопроката с отсылками к классике от «Таксиста» до «Леона»; киноманская лента, в которой вроде бы нет ничего, чего бы вы не видели раньше, — но глупо из-за этого отказываться от удовольствия в очередной раз посмотреть такое веселье. Это, например, не первое кино про маленькую девочку — истребительницу всего живого. Но бегающая по стенам, вооруженная как целая армия, смачно матерящаяся, строящая из себя дурочку с косичками, если потребуется, крошка-убивашка стягивает на себя фильм целиком: она так хороша, что будь она не второстепенной, а главной героиней, головы у зрителей, взрывались бы, как пресловутые яйца в микроволновке.

Больше всего «Пипец» похож на «Криминальное чтиво», переписанное семилетним вундеркиндом с детской логикой (а я тогда достану базуку!) и переизбытком сюжетных линий и идей.

«Ну что, б…и, посмотрим, что вы можете» (реплика, с которой Убивашка в лиловом парике, появляется в фильме).

Николасу Кейджу в последние годы не хватало безумия
«Кошмаришь мой бизнес! Убиваешь людей у меня на зарплате!» (крики, с которыми мужчина в дорогом костюме ломает маленькой девочкой мебель).


Разоблачение комиксовых супергероев (в прошлогодних «Хранителях» и пародирующем их «Пипеце» они оказываются не сверхлюдьми, а банальными дружинниками-общественниками, усмиряющими хулиганов в подворотнях) российскому зрителю не очень интересна: мы на комиксах не росли, и новость о том, что эти Деды Морозы — ряженые, нас не ранит в самое сердце. Зато «Пипец» нечаянно касается другой темы, у нас в последнее время страшно популярной: разоблачительные ролики на YouTube в качестве инструмента гражданского общества, более эффективного и независимого, чем любое СМИ.

Скажем, подвигу гражданина, снявшего на камеру чиновника, ехавшего по встречной полосе, посвящена редакторская колонка в последнем «Русском репортере». В брызжущем криминалом «Пипеце» появляется ровно один полицейский, да и тот — продажный; зато выложенное в интернет видео с неуклюжими попытками Пипеца навалять гопникам в подворотне становится федеральной новостью номер один. Для создателей «Пипеца» это, скорее всего, стеб над медийными звездами на час. Для российского зрителя — страшно злободневное высказывание.


Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама