«Перси Джексон»: детский фашизм

Главный конкурент «Гарри Поттера» оказался историей о генетически полноценном спасителе мира

  • Главный герой — самоуверенный красавец, которого неубедительно выдают за застенчивого неудачника
    Главный герой — самоуверенный красавец, которого неубедительно выдают за застенчивого неудачникаВсе фотографии

Главная голливудская съемочная площадка в этом году — Древняя Греция, завораживающий мир, где так высоко ценили безработицу и однополую любовь, а заодно придумали большую часть того, чем мы пользуемся по сей день. «Перси Джексон» — первый блокбастер по мотивам древнегреческих мифов в этом сезоне. Весной выйдет — в 3D! — «Битва титанов» с Сэмом Уортингтоном в роли Персея. А режиссер Тарсем Сингх («Клетка», «Запределье») тем временем начинает снимать про Зевса и компанию высокобюджетную «Войну богов». Впрочем, «Перси Джексона» логично ставить на полку не с «Троей» или той же «Битвой титанов», а с попытками немного разделить успех Гарри Поттера, размножая истории о чудо-детках.

Справка: Перси Джексон и похититель молний» (США, 2010) — экранизация детского бестселлера Рика Риордана о современном американском школьнике, который оказался полубогом и попал в мир древнегреческих мифов. Бюджет около $145 млн. Продолжительность — 120 минут. Режиссер — Крис Коламбус («Один дома», «Ночь в музее», два первых фильма поттерианы). В ролях: Перси Джексон — Логан Лерман, Зевс — Шон Бин (Боромир в «Властелине колец»), Медуза Горгона — Ума Турман, кентавр Хирон — Пирс Броснан.

Как и Гарри, Перси страдает от семейных неурядиц: отец неизвестен, отчим — пьяная свинья. А однажды новая учительница Перси Джексона вдруг оборачивается гигантским рукокрылым — сплошные мерзкие кожистые складки и острые зубы, — взмывает к потолку и атакует. Так выясняется, что всякие диковинки и дикости из древнегреческих мифов никуда не делись. И (как и тысячи лет назад) бог, скажем, Посейдон, не прочь выйти из океана и сделать ребенка простой американской официантке. Плодом такого божественного снисхождения и является главный герой.

У прозревшего Перси появляются новый дом — затерянный в лесах военно-тренировочный лагерь для божественных отпрысков-полукровок. А также — новые семейные проблемы (дядя Зевс потерял свои молнии) и миссия по спасению мира (которому придет конец, если молнии не найдутся). И Перси в сопровождении сексуально озабоченного хохмача-сатира (ниже пояса — шерсть и копыта, выше пояса — типичный комедийный афроамериканец) и новой божественной подружки отправляется в путешествие — Лас-Вегас, Голливуд, — отрабатывая джентльменский набор подвигов. Рубит головы огромной гидре, побеждает Медузу Горгону, спускается в подземное царство мертвых.

Ума Турман играет Медузу Горгону как комическую ледяную стерву — что-то вроде Мерил Стрип в «Смерть ей к лицу»
Америка выворачивается чудесной изнанкой наружу: корова, пасущаяся у шоссе, может оказаться Минотавром, выставка-продажа садовых скульптур — братской могилой жертв Медузы Горгоны. А немолодой фанат хард-рока из затрапезного байкерского бара — богом Аидом.

Американская манера охапками заимствовать чужие мифы — и легко и органично высаживать их у себя — корреспонденту НГС.РЕЛАКС кажется очаровательной и очень естественной. Ведь, действительно, приживается и цветет все: от румынского князя-кровососа до африканских зомби. Почему так получается — ясно. Во-первых, логично, что эмигрантская страна-котел заселяется еще и завезенной эмигрантами нечистью (подробно механизм описан в книжке Нила Геймана «Американские боги»). Во-вторых, где, как не в США, сегодня гнездиться властным древнегреческим богам, не на кипрских же курортах?

Те зрители-глубококопатели, которые и в «Гарри Поттере» (с его делением на одаренных волшебников и второсортных магглов) подозревали уроки фашизма, «Перси Джексоном» будут возмущены вконец.

Здесь, в принципе, все достоинства персонажей определяются хорошей наследственностью, и юные герои нагло так и представляются: «Я — сынок такого-то». Спортивный лагерь для генетически полноценных и вовсе какой-то подозрительный.

«Перси Джексон» — не выдающееся, но милое детское кино с чудовищами
Впрочем, если не изобретать подтексты, «Перси Джексон» — милое детское кино, пусть и не первого эшелона. Сравнивать его с «Гарри Поттером» будет прямо-таки неспортивно. Но если смотреть его детскими глазами, не отыскивая нестыковок и слабостей, внутренний ребенок не заскучает, а взрослому во всех отношениях человеку смотреть «Перси» и незачем. Нестыковок и слабостей хватает (хоть бы кто-то удосужился объяснить, почему именно Перси обвиняется в краже молний).

Главные герои-подростки — совсем куклы, которые теряются на фоне антуража. Зато большие звезды отыгрывают греческий маскарад с явным удовольствием: и самодовольно покачивающий лошадиным задом Броснан-кентавр, и трактующая Медузу Горгону как чисто комический персонаж Ума Турман с клубком змей на голове.

И вообще, кажется, именно в слабостях «Перси» (сюжете, катящемся без тормозов, ряженых дурашливых богах — беглых алиментщиках и славных, но никак не головокружительных спецэффектах) и кроется его обаяние. Сразу вспоминаются веселая дурь «Один дома» (родителям-цензорам на заметку: с отрицательными персонажами в «Перси» обходятся очень недобро) и наивность первых «Поттеров».


Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама