«Шерлок Холмс»: Штирлиц, трубка, два ствола

Гай Ричи превратил гениального сыщика в задиру, бабника и мелкого пакостника

  • Роли Холмса и Ватсона на Роберте Дауни-младшем и Джуде Лоу сидят безупречно – поэтому очень приятно, что в фильме есть затравки на сиквел.
    Роли Холмса и Ватсона на Роберте Дауни-младшем и Джуде Лоу сидят безупречно – поэтому очень приятно, что в фильме есть затравки на сиквел.Все фотографии

Трейлер был убийственным, а фильм воистину долгожданным и интригующим. Специалист по британской братве и смачному мордобою Гай Ричи, которого как-то странно представлять себе с книжкой в кресле у камина, поставил «Шерлока Холмса», – естественно совершенно по-новому. Новый Шерлок Холмс – супергерой и рок-н-ролльщик (у него есть наркотики, слава и интересная жизнь) викторианской эпохи – эталона мрачности, стильности и скрытых под благопристойностью ужасов, которые не снились и в «Твин Пиксе». Новый Шерлок Холмс отчетливо похож на другого героя современности – доктора Хауса – всклокоченностью и вредностью, взглядом и мимикой (здесь замыкается круг, ведь главный телевизионный доктор и вдохновлен конандойловским героем).

Викторианский Лондон – сплошные грязные цвета, старые камни и дымящие заводы, - мрачен, как никогда. Над бурой Темзой только-только строится Тауэрский мост. По ночам изо всех сил интересничающий – зализанные черные волосы, разговоры о мистике и судьбах мира – лорд Блэквуд (Марк Стронг) приносит в жертву на каменном алтаре цветущих девственниц. И вот буквально за руку, занесенную над очередной девой, его ловит Холмс (Роберт Дауни-младший), а там поспевает и Ватсон (Джуд Лоу). Все это очень похоже на «Индиану Джонса».

- Холмс, вы не забыли пистолет?
- Так и знал, что что-то забыл, но думал – выключить плиту.


Лорд Блэквуд арестован и приговорен к смертной казни за несанкционированные занятия черной магией и серийные убийства. Но явно не воспринимает смерть как существенную помеху своим в высшей степени зловещим планам. Так что, приключения продолжаются, гремят взрывы, - что-то неладно в британском королевстве. Холмс и Ватсон палят направо и налево, элегантно сдувая дымок с пистолетов, застыв плечом к плечу. А в остальное время переругиваются из-за того, что Шерлок опять развел кавардак или надел любимую жилетку Ватсона. Ватсон, кстати, собирается жениться и покинуть квартирку на Бейкер-стрит, – Холмс ревнует и пакостничает по мелочи.

Все это, разумеется, в ритме непрерывной драки, погони, катастрофы и легкого дуракаваляния. Из предыдущих работ Гая Ричи забредают колоритные мордовороты. А логика, по которой Холмс ввязывается в драку, случайным, но возможно закономерным образом совпадет с той, по которой строится другое переосмысление классического текста – анекдоты про Штирлица:

Гай Ричи не может удержаться от самопародии и не выставить Холмса на ринг против тупого громилы.
«Много пьет. Значит – удар в печень», - подумал Холмс и отправил противника в нокаут.

Надо сказать, что создатели фильма в интервью подчеркивают, что не такие уж они безобразники и революционеры, а восприятие Холмса как в высшей степени элегантного персонажа вечно застывающего точеным профилем с трубкой у камина – во многом стереотип, слепленный предыдущими экранизациями.

Книжный Шерлок тоже не был хлюпиком и бандитские черепа у него хрустели вовсю («Холмс, словно тигр, прыгнул на него и вцепился ему в глотку» - это не Гай Ричи, а сам Конан Дойль).

С другой стороны, у Холмса, отродясь, не было женщины (возможно, как и полагается викторианскому джентльмену, он и посещал проституток, но Ватсон скорее закололся бы вилкой, чем упомянул такое в записках). Зато в кино, как было ясно уже из трейлера, у него появится полноценный любовный интерес: Ирен Адлер, авантюристка с мировым именем, тонко задевшая чувства книжного Холмса, который наградил ее почетным титулом «эта женщина». Киношная Ирен (Рейчел Макадамс) для гениальной аферистки выглядит чересчур миленькой, хорошенькой и легкой. Зато весь остальной кастинг – за вычетом МакАдамс, - просто безупречен.

Роберт Дауни-младший, сочетающий аристократичную нервозность, умные глаза и легкую потрепанность бурным прошлым с хорошей физической формой и явной готовностью к мощному хуку слева, - кажется, идеальный актер для нового Холмса. Ну, а друг Ватсон, - образцовый британский джентльмен, - столь же удачно персонифицирован в Джуде Лоу, чья чрезмерная красота в «Шерлоке Холмсе» достаточно пригашена усами, чтобы добрый доктор не затмил гения сыска.

Любовных похождений Холмса в фильме будет куда меньше, чем можно было предположить по трейлеру.
Хотя кино заимствует персонажей и ситуации из разных рассказов Конан Дойля, сквозной детективный сюжет в нем новенький и разгадка зрителю неизвестна.

Впрочем, тут надо сразу сказать, что интрига и история в новом «Шерлоке Холмсе» рыхловаты, - это кино не острого сюжета, а классно придуманного в деталях мира и персонажей, разыгрывающих очаровательную комедию.

Фильм явно длинноват – бешеным концентрированным ядром он бы сражал эффектнее. И проваливает кое-что из казавшегося самым интригующим по трейлеру. На любовные похождения Холмса, скажем, было бы страшно интересно посмотреть, но они ограничиваются эпизодом, в которого голого и прикованного к койке Шерлока находит горничная (Холмс грустно констатирует, что горничные нынче уже не те, что были, - чересчур строгих нравов). Ирен Адлер в исполнении Рейчел Макадамс сводит на нет всю идею наградить Холмса интересной личной жизнью с равной ему умом и волей женщиной.

Впрочем, возможно, Гаю Ричи волевые женщины вообще неинтересны. Зато викторианский мужской мир, - технические штуковины, мордобой в темных переулках, схватка в стиле бондианы на голых конструкциях недостроенного Тауэрского моста и, конечно, настоящая мужская дружба с подковырками и самоотверженностью и большим общим делом, – все на высоте. Ну, а афоризм «Он опять убил собаку!» (употребляется после очередного медицинского опыта Холмса на уже привыкшем глотать яды одышливом бульдоге Ватсона) вообще пригодится в разных случаях жизни.


Елена Полякова

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама