Кино-2009: жертвы «Аватара»

НГС.РЕЛАКС представляет обзор лучших фильмов уходящего года

Десятка самых кассовых фильмов года в прокате России и СНГ выглядит так: «Ледниковый период-3», «2012», «Обитаемый остров», «Аватар», «Гарри Поттер и принц-полукровка», «Тарас Бульба», «Трансформеры-2», «Каникулы строгого режима», «Сумерки. Новолуние», «Форсаж-4». Готовясь к новогодним каникулам, — времени, когда можно наконец отсмотреть пропущенное в прошлом году или пересмотреть самое полюбившееся, — НГС.РЕЛАКС выбирает чертову дюжину хороших фильмов, вышедших в российский прокат в 2009 году (чуть ли не треть, строго говоря, по дате мировой премьеры относятся к 2008 году). Кое-что обсуждалось на всех углах — кое-что прошло по новосибирским кинотеатрам украдкой, на цыпочках.

«Аватар». Летом все ждали «Трансформеров» и «Терминатора», осенью — «2012». Но главным аттракционом года стал долгострой Джеймса Кэмерона — кино действительно стало трехмерным и практически непригодным для домашнего просмотра. У «Аватара» нет революционного сюжета или тонких характеров, но планку зрелищности оно поднимает так высоко, что блокбастеры предыдущего поколения, привыкшие представляться репликой «Я глупая, зато красивая», остаются на бобах.

«Миллионер из трущоб». Загримированная под индийское кино с развесистыми сари и душещипательным сюжетом, «голливудская сказка» в лучшем смысле этого слова — кино, которое нравится всем: от снобов-киноманов до нормальных пацанов. Итог — восемь «Оскаров», включая и главный — за лучший фильм.

«Бесславные ублюдки». Самый балаганный, самый синефильский фильм Тарантино; перевертыш, в котором большеглазые еврейские юноши (и одна девушка) смачно забивают битами и сжигают заживо нацистов.

«Вальс с Баширом». Если Тарантино окончательно превращает Вторую мировую в целлулоидный миф, то израильский «Вальс с Баширом» пытается показать прорыв из киношной условности в ее самой обезвреженной форме — мультфильма — к ужасу настоящей войны. Герои «Вальса», израильские солдаты, участвовавшие в войне в Ливане, пытаются вспомнить один из эпизодов службы — настолько страшный, что он полностью вытеснен из памяти. Мрачный и опьяняющий военным безумием, как полет валькирии, отрисованный жесткими ломаными линиями, «Вальс с Баширом» породил новый термин «документальная анимация». Каннский и оскаровский номинант добрался до российского проката только через год после выхода.

«Коралина в стране кошмаров». Режиссер Генри Селик, чей «Кошмар перед Рождеством» вечно приписывают Тиму Бертону, наконец оправдал свое доброе имя, выпустив красивейший 3D-мультфильм года — восхитительно жуткую сказку об Алисе, попавшей в очень подозрительную страну чудес.

«Антихрист». Ларс фон Триер привычно снял главную кинопровокацию года, предоставив зрителям спорить о ее смысле (и его наличии в принципе) и ужасаться натуралистичным сценам.

«Район № 9». Для любителей фантастики это был хороший год. «Звездный путь» Джей Джей Абрамса воскресил легендарную франшизу мощным блокбастером. Но самым запомнившимся и свежим фантастическим фильмом года кажется «Район № 9» — снятая в репортажном стиле сатира о грязных и глупых инопланетянах, понаехавших в ЮАР. Внимательный зритель мог успеть заметить в ограниченном прокате и еще один любопытный киноэксперимент в жанре космической фантастики. «Луна 2112», дебютный фильм Дункана Джонса (сына знаменитого космонавта Дэвида Боуи), благодаря скромному бюджету и старомодному отношением к повествованию напоминает классику жанра 60-х годов, но имеет один недостаток — его остроумная задумка исчерпывается почти за час до финала.

«Гран Торино». Проповедовать вечные ценности серьезно и без зубоскальства в наши дни дозволено только пиксаровским мультфильмам — и Клинту Иствуду. В этом году в российский прокат вышли с опозданием разом два фильма великого американского старца, который ролью в «Гран Торино» завершил свою актерскую карьеру.

«Рестлер». Микки Рурк вернулся в весовую категорию тонких и сильных актеров, которые держат на себе фильм. Отказавшийся от привычных «наворотов», знакомых по «Пи», «Реквиему по мечте» и «Фонтану», режиссер Даррен Аронофски дает ему такую возможность в очень простой и прямолинейной драме об одиноком шоумене на пенсии.

«Вики, Кристина, Барселона». Летнее кино с легкой грустинкой и триумфом Пенелопы Крус, на фоне которой кинодива Скарлетт Йоханнсон превращается в милую простушку. Не лучший фильм Вуди Аллена, обруганный многими зрителями за манеру снимать Испанию в стилистике буклетов турагентств, «Вики, Кристина, Барселона» тем не менее — редкий пример реанимации практически мертвого жанра романтической комедии.

«Хранители». Самый грандиозный кинокомикс года (впрочем, банальный «Росомаха» и не тянул на конкурента), смутивший зрителей жестокостью и сложным сюжетом. Графический роман «Хранители» Алана Мура — единственный комикс, входящий в серьезные литературные рейтинги. Режиссер Зак Снайдер не стал тягаться с первоисточником, практически покадрово, с ученическим прилежанием перенеся основные линии «Хранителей» из комикса на экран.

«Впусти меня». Вампиры — страшно модная тема, а лучшее, что было снято на тему в последнее время, — шведский фильм 2008 года, дошедший до России только в 2009 (в США тем временем уже готовят римейк). В спальном районе шведской глубинки (очень похожем на наши аналоги, кстати) странноватый, затравленный одноклассниками мальчик по ночам смотрит в окно на заснеженный двор, где на железной обледеневшей «горке» сидит голоногая девочка в летнем платье. Она не мерзнет, не выходит на дневной свет, и чтобы прийти поиграть к новому знакомому — ей нужно особое приглашение. Правдоподобно серая шведская бытовуха перерастает в звенящую льдинкой романтику и очень точное высказывание о том, какое страшное время — детство. Получаются неглянцевые «Сумерки» для взрослых.

«Стиляги». Отечественное кино существует в двух ипостасях. С одной стороны, критики отмечают появление русской «новой волны» — на волне в 2009 году вышли «Бубен, барабан», «Волчок», «Сумасшедшая помощь». Молодые режиссеры в фильмах новой волны шершавым языком рассказывают о проблемах очень простого человека — но самому простому зрителю почему-то не слишком интересны, оставаясь, скорее, фестивальным явлением. Массовый же зритель смотрит кино массовых разочарований — в этом году публика плакала, кололась, но ела кактус на «Обитаемом острове» и «Тарасе Бульбе». А редким случаем действительно массового, продюсерского, «попсового» — но при этом обаятельного и запоминающегося кино так и остались вышедшие под прошлый Новый год «Стиляги» Валерия Тодоровского — мюзикл о молодежи сталинской эпохи, свод полезных либеральных ценностей в леденцово-яркой обложке.


Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама