«Безумный спецназ»: они сражались с козлами

Комедия с Джорджем Клуни издевается над американцами в Ираке и верой в экстрасенсов

  • «Безумный спецназ» — сатира с еще недавно остроактуальными подробностями вроде пыток иракских заключенных американскими военными
    «Безумный спецназ» — сатира с еще недавно остроактуальными подробностями вроде пыток иракских заключенных американскими военнымиВсе фотографии

Оригинальное название фильма The Men Who Stare at Goats («Люди, которые пристально смотрят на козлов») в отечественном прокате заменили на «Безумный спецназ» (больше походящий диснеевскому релизу про каких-нибудь саблезубых хомячков). Кино с безликим названием в зрительских глазах может реабилитировать актерский состав: сразу четверо славных парней — Джордж Клуни, Юэн МакГрегор, Джефф Бриджес, Кевин Спейси. Само же кино — комедия про попытку завести и развести экстрасенсов в армии США, разворачивающаяся в самом начале иракской кампании Буша-младшего. Американские критики сравнивают кино с прошлогодним «Сжечь после прочтения» братьев Коэнов. Российский же зритель может вспомнить, что недавно видел другое кино про военных экстрасенсов — аниме «Первый отряд».

Провинциальный журналист (Юэн МакГрегор), от которого жена ушла к редактору, решает прибегнуть к старинному домашнему снадобью от душевных ран — пойти на какую-нибудь войну. Войну очень кстати начинает Джордж Буш-младший. По пути к зоне военных действий, в кувейтском отеле, корреспондент знакомится со странноватым бизнесменом (Джордж Клуни). Герой отрастившего усы, что комично само по себе, Клуни в 80-е годы был звездой очень засекреченного армейского подразделения экстрасенсов под руководством хиппующего вьетнамского ветерана (Джефф Бриджес).

Там героя Клуни учили обезоруживать противника мантрой, видеть сквозь стены, а однажды заставили загипнотизировать козла до смерти.

Теперь, так толком и не оправившийся от убийства парнокопытного, бывший спецназовец едет через иракскую пустыню с тайной миссией. По крайней мере, так говорят голоса в его голове. И с ним в самую гущу военного бардака увязывается неудачливый корреспондент…

Фильм начинается с эпизода, в котором напыщенный американский генерал хладнокровно пытается пройти через стену своего кабинета, — школьный курс физики побеждает свободу духа, и генерал позорно шмякается на пол. Маразматические попытки ходить через стены и обезоруживать противников взглядом в «Безумном спецназе» не изобретены, а позаимствованы из книжки репортера Рона Джонсона о паранормальных экспериментах в американской армии, которая, кстати, продается под ярлыком не сатиры или фантастики, а журналистского расследования, основанного на фактах.

Вы еще верите в экстрасенсов? Тогда мы идем к вам!
Малоизвестный до «Безумного спецназа» режиссер Грант Хеслов был соавтором сценария в изящном, черно-белом и несовременно серьезном либеральном манифесте Клуни «Спокойной ночи и удачи». По замыслу «Безумный спецназ» — антимилитаристская сатира. Но ее создателям определенно не хватает злобности и некоторой доведенности до ручки, которые нужны для настоящей черной сатиры на глупость мироустройства в целом и власть в частности.

Так уж получилось, что козлиный спецназ щиплет травку именно на той жанровой полянке, над которой огромным незабываемым и очень злым слоном возвышается кубриковский «Доктор Стрейнджлав».

«Спецназ» в итоге выглядит комедией на удивление беззлобной и легковесной, действительно очень смешной в первой половине, но устающей и скисающей во второй, когда герои по иракской пустыне наконец-то доедут до ожидаемого пика безумия.

«Американский солдат! Твоя жена иметь секс с Барт Симпсон…» — текст иракской пропагандистской листовки, сбрасываемой на оккупантов.

Есть и еще одна проблема: возможно, среднестатистический российский зритель и настроен недоброжелательно по отношению к политике США, но чтобы полноценно оценить все аллюзии и подковырки «Безумного спецназа», нужно неплохо ориентироваться в американской истории и культуре. Впрочем, в любом случае в «Безумном спецназе» куда органичнее, чем политические и конспирологические, выглядят чисто кинематографические шутки — от намеков на «Звездные войны» до отсылок к «вьетнамской» классике.

Клуни и МакГрегор бредут по иракской пустыне, вяло гипнотизируя все на своем пути
Самая увесистая из таких шуток — Джефф Бриджес, увешанный хипповыми феньками и бабьей косой, почти не изменившийся коэновский Лебовски, которого волей судьбы или чьей-то халатности занесло в армию офицером. И вот он пытается устроить новобранцам солдафонский прием в духе «Цельнометаллической оболочки», но быстро сдается и, просветлев, объясняет, что это шутка, а вообще сейчас все будут танцевать.

А можно, и вовсе забыв о политике, сопоставить «Безумный спецназ» с отечественным увлечением доморощенными экстрасенсами, которые резвятся в телевизоре.

И к которым вроде бы взрослые и имеющие школьный аттестат люди относятся с пугающей серьезностью, рассуждая о том, что этот экстрасенс стоит недорого, но видит смутно, зато на Затулинке есть дорогой, но воистину всезнающий…

Именно на подобной вопиющей серьезности выстроен весь комизм актерской игры в «Безумном спецназе» — прием, который так и не успевает надоесть до финальных титров. Клуни, например, рассеивает взглядом облака с сосредоточенностью хирурга из «скорой помощи» на особенно сложной операции. А потом со священным ужасом рассказывает про особую технику убийства — одним прикосновением.

— И он сразу умер?
— Нет, через 18 лет.



Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама