«2012»: Они утонули

Главный апокалиптический блокбастер года с русским самолетом и миллионом китайцев в главных ролях

  • Люди в фильмах Эммериха нужны, чтобы смотреть, как горит и кружится планета
    Люди в фильмах Эммериха нужны, чтобы смотреть, как горит и кружится планетаВсе фотографии

Что же, давайте честно: в случае с «2012» — новым вариантом конца света от Роланда Эммериха — ни писать, ни читать рецензии особого смысла нет. Форму и содержание ленты на удивление исчерпывающе описывают всем известный послужной список создателя («День независимости», «Послезавтра» и «Годзилла») вкупе с постером фильма, на котором буддийский монах озирает превращение Гималаев в филиал Индийского океана. Однако если корреспонденту НГС.РЕЛАКС, заранее оценившему премьеру в кинотеатре «Синема Парк», за это занятие хотя бы платят, то вам никто не мешает заняться более интересными вещами. Ведь жизнь — штука по-прежнему не очень длинная, о чем нам раз за разом напоминает сам Эммерих.

В новой высокобюджетной басне о том, как третья планета от Солнца решила отформатировать сама себя, Эммерих тоже быстро переходит от слов к делу. Вот — очень талантливый ученый, помощник президента США по науке, негр. Вот — его торопливо затаскивает в медную шахту тоже очень талантливый индус-астрофизик. В шахте сама собой кипит вода, потому что после вспышки на Солнце мощнейший поток нейтрино разогревает земную кору изнутри. Издевательство над учебником физики элементарных частиц венчает фраза индуса «это похоже на микроволновку».

Копошащийся поблизости сын астрофизика не успевает вытащить из грязной индийской лужи пластмассовую модель «Титаника» (киношные намеки у Эммериха тоже политкорректные — в том смысле, что понятны даже даунам), а президентам «большой восьмерки» уже доложено о начале конца. Надо что-то делать.

Президенты в таких случаях умеют делать всего две вещи: молиться и строить мировой заговор.

Меланхолический Джон Кьюсак привык к более камерным постановкам
Решено спасти самых успешных — финансово или генетически — человеческих особей. Круглолицый калифорнийский неудачник и писатель-гуманист Джексон Кертис (Джон Кьюсак) в число последних явно не входит. В его активе только бывшая жена (ушла к косметическому хирургу), паршивый фантастический роман о том, что все люди — братья (продана пара сотен копий), и служба за баранкой у русского олигарха. Писатель на служебном лимузине везет детей от своей бывшей на прогулку в Йеллоустоунский парк, где этих детей когда-то зачали.

Тем временем штат Калифорния во главе с бессменным губернатором начинает с треском уходить на корм рыбам. Началось, констатируют афроамериканский помощник по науке и хиппи-радиоведущий, роль которого исполняет дежурно безумный Вуди Харельсон. Он, разумеется, всех предупреждал и даже рисовал в своем блоге апокалиптические флеш-баннеры про календарь майя. Его, разумеется, никто не слушал. Включая тайное мировое правительство, которому некогда тратить пулю на грязного хиппи — слишком много хлопот с доставкой человеческой элиты в китайский Тибет и строительством там спасительных суперкораблей. Отношения между героями худо-бедно выстроены, можно запускать Берлагу — в смысле начинать «конец всякой плоти», выражаясь тезисами из беседы Ноя с Богом.

Помимо самого Эммериха, картину делали девять продюсеров. Семеро из них — с немецкими именами. Земная порода трещит и наваливается на зрителя педантично, с утробным гудением, однообразными волнами, как «Тигры» под Прохоровкой.

Когда герои, выдавливая последние лошадиные силы из очередного транспорта, в четвертый раз избегают гибели, начинаешь скучать, стыдясь самого себя, — все-таки столько долларов потрачено на любовную прорисовку этой лопающейся почвы.

Если в первом кадре появляется «Титаник», то в последнем кто-то должен утонуть...
Что до стараний тайного правительства, то здесь из «2012», возможно, получился самый неуклюжий фильм про мировой заговор в истории кино. Механизмы, отчаянно и безнадежно встающие на пути стихии, понемногу заслоняют героев, чьи реплики ближе к апофеозу становятся совсем уж густопопсовыми. Иногда заслоняют в прямом смысле слова, как в случае с президентом США, негром-добряком, на которого падает авианосец «Джон Кеннеди».

И чихающему всеми шестью турбинами спасительному украинскому транспортнику КБ Антонова (про которого русский олигарх волей сценаристов врет, что он тоже русский) в этом смысле сочувствуешь куда больше, чем неубедительным попыткам героя Кьюсака помириться с женой на развалинах глобуса.

Очевидно, что сама по себе переработка человеческой породы в мясо-бетонный фарш режиссеру уже поднадоела. В «2012» он почти дорос до добротной производственной драмы типа «построй ковчег своими руками». В итоге на основе фильма можно сделать недурную компьютерную стратегию в духе незабвенной игры «Цивилизация». У вас миллион китайских рабочих и два года до великого Бада-бум. Надо больше золота, хозяин.


Петр Малков

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?