«Запрещенная реальность»: рыло Курыло

В новом боевике-фэнтези контрразведчик борется с демоном, рвущимся в Кремль

Вопреки предсказаниям некоторых аналитиков, в кризисной экономической реальности все-таки есть место отечественной фантастике со спецэффектами, пытающейся продолжать традиции «Дозоров». На этой неделе на экраны вышла первая экранизация весьма многотиражного фантаста Василия Головачева — городское фэнтези «Запрещенная реальность». Бюджет — около 7 миллионов долларов. В главных ролях — Игорь Петренко («Водитель для Веры», «Тарас Бульба»), Александр Балуев, Любовь Толкалина, Владимир Вдовиченков. Режиссер — дебютант Константин Максимов, написавший и сценарий — на пару с самим фантастом Головачевым, исполнительный продюсер — Егор Кончаловский.

Перед вступительными титрами бритоголовый Игорь Петренко выпрыгивает из самолета. Затем нам сообщают, что действие происходит в Москве 2013 года, и начинается обмен репликами вроде «Конкере хочет прорваться в этот мир!» — «Я нашла ему берегиню!». Публика, не озаботившаяся прочтением первоисточника, недоумевает, но затем дело немного проясняется. Матвей, герой Игоря Петренко оказывается бойцом контрразведки. В самолете он вместе с напарником Курыло (Александр Балуев) перевозил образцы очень секретного и опасного «психотропного оружия массового поражения». Напарник Курыло оказался предателем, самолет разбился, Матвей упал в тайгу, оружие пропало.

Через несколько лет Курыло — строгий костюм, взвод охранников, непроницаемо-бульдожье, простите, рыло — всплывает на самом верху в качестве кандидата в президенты. Здесь весь ужас, впрочем, даже не в рыле, а в том, что кандидат явно одержим демоном. Курыло периодически корчит и крючит, и со всех сторон в кадр вползают вершки и корешки в стиле развязки «Сайлент-хилла».

Психотропное оружие тоже где-то рядом; а еще есть недовольная таким положением дел террористическая организация с диетическим названием «Стопкрим», про которую все время рассказывает в новостях Тина Канделаки.

Москва ближайшего будущего в фильме не слишком отличается от Москвы современной, что не только экономично, но и действительно логично
Высшие силы в белых балахонах назначают Матвея избранным и выписывают в Москву — ему предстоит узнать, в чем сила, и остановить Курыло. В некотором роде «Запрещенная реальность» — уникальный боевик. Герой не просто настолько крут, что когда с полдесятка человек расстреливают его из автоматов с катера — он бежит прямо на врага, прыгает с берега на борт и отбирает у всех оружие. Герой вообще не делает ничего, что наводило бы на мысль, что он — человек: не звонит маме, не пьет кофе, не шутит, только идет по условным пейзажам-интерьерам, как в стрелялке, и выполняет миссию.

Детали миссии — те самые черные вершки и корешки, замедляющиеся в воздухе пули, смутные очертания параллельного мира (всегда в тумане и вне фокуса), способность некоторых персонажей растворяться в воздухе — отрисованы-оцифрованы неожиданно гладенько и не стыдно, но без капли фантазии.

То же самое и с драками — вроде бы ставить их так, что они не режут взгляд ударами в воздух, более или менее научились, но герой либо слишком быстро побеждает, либо наоборот борется за правду затянуто и нудно. Финальная схватка у героя и вовсе будет с теми самыми вершками и корешками, видимо, она должна особенно впечатлить ту близкую к природе часть аудитории, которой случалось проигрывать войну с сорняками на даче.

Кроме скучных, но более или менее приличных на вид спецэффектов в «Запрещенной реальности» полно и цифрового шума, которым так любят заполнять время в отечественной кинофантастике: какие-то помехи и всполохи, геометрические фигуры, призванные изображать измененное состояние сознания, сверхкрупные планы чем-то понравившихся оператору поверхностей и так далее.

Игорь Петренко («Тарас Бульба») играет усредненного русского супермена, черной кожанкой и короткой стрижкой похожего на все милицейские фотороботы разом
Сама же история воина, противостоящего продавшему душу демону политику, перенасыщенная косноязычной мистикой философией, а также персонажи, которых за плоскость выгнали бы и из приличного комикса, — уже совершенно предсказуемо скучны, размазаны и унылы. Общественно-политическая линия, на которой кое-как держится сюжет — выборы с опасным кандидатом, журналистские расследования и так далее, — выглядит импортно-переводным продуктом, который даже не попытались привязать к местным реалиям.

Кажется, создатели фильма всерьез надеялись на то, что черные цифровые сорняки — зрелище настолько потрясающее, что само по себе сможет держать зрительский интерес на протяжении полутора часов.

Возможно, фанатам Головачева найдется что обсудить — и они явно знают больше остальных, потому что многое в фильме без объяснений появляется из ниоткуда и уходит в никуда. Неподготовленный же зритель, просто желающий немного фантастики со сверхъестественным мордобоем субботним вечером, скорее всего, заснет тревожным сном над стаканчиком поп-корна.


Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?