Чердак да Винчи (фоторепортаж)


Учебное заведение на площади Ленина — старый, но регулярно меняющий названия вуз: сейчас его именуют «Новосибирским государственным университетом архитектуры, дизайна и искусств», а ещё недавно он был известен как архитектурно-художественная академия. Потайной достопримечательностью — лестницами, на которых студенты тренируются в различных техниках изобразительного искусства, — он обзавёлся более десяти лет назад.


Чердак да Винчи (фоторепортаж)


Вообще, в коридорах НГУАДИ очень много скульптур, инсталляций, стендов с проектами студентов-дизайнеров и архитекторов и тому подобного. Но эффектнее всего выглядят именно боковые лестницы — южная и северная. С улицы их (при вечернем освещении) немного видно. 


Например, если вы идёте по Орджоникидзе, стоит заглянуть через сплошное остекление — и оттуда выглянут яркие росписи.


Чердак да Винчи (фоторепортаж)


Боковые лестницы — это тренировочная площадка для старшекурсников факультета монументально-декоративного искусства. Ежегодно старшекурсники покрывают всё свободное пространство с первого по пятый этаж упражнениями в разных стилях и техниках.


Чердак да Винчи (фоторепортаж)


Результат — более сотни квадратных метров стен, покрытых сотнями сюжетов и персонажей: от климтовских томных красавиц до византийских святых, от космонавтов до гейш.


Чердак да Винчи (фоторепортаж)


Студенты создают как копии известных произведений искусства и вариации-подражания художникам прошлого, так и оригинальные работы.


Чердак да Винчи (фоторепортаж)


«Мы рисуем на этой южной лестнице в сибирские морозы и похожи на бомжей, потому что надеваем на себя всю рабочую одежду,


— описывает процесс один из студентов в своём инстаграме. — И сидим с горячим дымящимся чаем у своей стены и пишем работу. А когда темнеет, нас это не останавливает. Мы включаем софиты и дальше пишем до посинения...».


Чердак да Винчи (фоторепортаж)


Боковые лестницы с их огромными окнами, живописной запущенностью и изобилием искусства выглядят раем для «инстаграмера» (или любителя фотозагадок). Чаще всего попавшие туда фотографируют копию микеланджеловского «Сотворения Адама» на верхнем этаже южной лестницы.


Первый человек и его создатель парят над любопытными гостями, созерцая через окно площадь Ленина.


Чердак да Винчи (фоторепортаж)


«Техника итальянской фрески требует от художника решительности и темперамента. Работа пишется по сырой [поверхности], и уже ничего нельзя исправить», — комментирует ректор НГУАДИ Наталья Багрова, показывая корреспонденту НГС.АФИША тайную красоту своего университета.


Чердак да Винчи (фоторепортаж)


Среди лестничных экспонатов много работ в технике сграффито, промежуточной между росписью и рельефом. Её суть в том, что сначала художник наносит несколько слоёв грунта разного цвета, а потом процарапывает изображение.


Чердак да Винчи (фоторепортаж)


Сграффито изобрели в средневековой Италии, расцвело оно при Ренессансе, затем снова обрело популярность на рубеже XIX–ХХ века, в эпоху ар-нуво. А в России в особом почёте оказалось в советские времена.


Чердак да Винчи (фоторепортаж)


Внизу южной лестницы — ряды византийских мозаик. Наталья Багрова любит предложить гостю быстро выбрать одного, самого близкого по духу персонажа: «Это немного похоже на психологические тесты».


Чердак да Винчи (фоторепортаж)


Росписи и рельефы на лестницах — учебные работы, поэтому к ним относятся спокойно: написанное или выгравированное прямо на стенах студенты следующего курса перекроют новыми фресками.


Таким образом своеобразная экспозиция обновляется каждый год. 


Когда-то, кстати, такое отношение к работе художника в принципе было нормой: представление о безусловной ценности визуального наследия появилось у человечества совсем недавно. Так, изучая историю, скажем, старинных церквей всегда удивляешься тому, с какой лёгкостью в них закрашивали вышедшие из моды фрески позапрошлого века.


Чердак да Винчи (фоторепортаж)


Впрочем, Наталья Багрова отмечает, что хочет найти способ сохранять работы студентов. Также есть планы задействовать главную лестницу университета.


Впрочем, и это не предел: резидентам НГУАДИ удаётся поработать и на более публичных площадках. Например, этой осенью студентка шестого курса Светлана Соловьёва в рамках фестиваля «Графит науки» изобразила на стене торгового центра Академгородка фрагмент коллайдера. 


Читайте также:


Семь лучших сериальных премьер 2017 года: от правдивой истории о психологии убийц до мыльной оперы, которая оказалась чем-то совсем другим.