«13-й район»: паркур пенсионеров

В антиснобском боевике от Люка Бессона гопники загоняют в угол президента Франции

  • Французский боевик от Люка Бессона на самом деле — исчерпывающее описание: ясно, что будет весело, глупо и быстро
    Французский боевик от Люка Бессона на самом деле — исчерпывающее описание: ясно, что будет весело, глупо и быстроВсе фотографии

Первый «13-й район» сошел с продюсерского конвейера Люка Бессона пять лет назад. Как и подразумевает в последние годы бренд «Люк Бессон», кино было крысиным ядом для снобов — дурашливое, безмозглое, адреналиновое. Прыгучее действие происходит в ближайшем будущем: 13-й район — это неблагополучный пригород Парижа, который власти обнесли стеной и бросили, как не поддающийся благоустройству, на произвол судьбы и местной мафии. А потом и вовсе решили взорвать вместе с маргинальным населением. От геноцида парижское дно спасли местный гопник с обостренным чувством справедливости (Дэвид Белль), а также умный и, видимо, потому — лысый, хороший полицейский (Сирил Раффаэлли).

Первый «Район» был весьма освежен нахальной, антиголливудской, бунтарской моралью. Обитатели трущоб, хотя и без энтузиазма, требуют вернуть им школы и полицейские участки, но на самом деле вполне довольны своей привольной жизнью — и просто любят свой район, как певцы русского шансона любят свою осень в лагерях. А вся антиутопия разворачивалась легко и жизнерадостно, под бодрое техно и битье мультипликационных квадратных братков кирпичами по голове.

Особую зрелищность и последующую культовость «13-му району» придала тема паркура: хорошие парни здесь передвигались прыжками через движущиеся машины и по-паучьи — по балконам уродливых трущобных многоэтажек. Исполнители главных ролей Белль и Раффаэлли — сами спортсмены и каскадеры, поэтому все без обмана, а Белль вообще числится в основоположниках паркура.

Все вышеизложенное подходит и для описания нового «13-го района». Здесь та же пара главных героев — и практически тот же сюжет.

Герои Белля и Раффаэлли в финале снова вломятся в кабинет большого госчиновника, чтобы восстановить справедливость и заставить шишку вспотеть и покаяться
Гетто, поделенное между этническими бандами, по-прежнему обнесено стеной, а власти опять собираются его взорвать. На этот раз — потому что есть выгодное предложение от застройщиков. Парижские трущобы снимались в основном в Белграде, а начинается фильм с довольно эффектного проезда камеры по многонациональным замусоренным улицам гетто. И буквально в первые полчаса лысый полицейский успевает надолго и с успехом переодеться в эротическую танцовщицу, забить нескольких плохих парней уже даже не кирпичом, а подлинником Ван Гога, а потом спастись от взрыва, накрыв гранату каким-то казаном для плова и усевшись сверху.

Смачные расправы над утрированными злодеями в почти любом трэш-боевике компенсируют наши затаенные детские обиды: любой, наверное, хотя бы сталкивался с печальной невозможностью поставить на место большого и сильного хама. А вот оба «13-х района» оказывают терапевтическое воздействие и на более взрослые зрительские травмы: и в первом, и во втором фильмах после многочисленных мордобоев хорошие парни наконец пинком откроют дверь в кабинет большого начальника и заставят его дрожать, потеть и осознавать вину.

Кстати, на этот раз гонять вокруг письменного стола без всякого пиетета будут президента Франции.

Предсказуемым образом, как это обычно и бывает с сиквелами, в новом «13-м районе» все пожиже: и паркур, и ритм, и драки. Вот, например, если вас окружили с четырех сторон вооруженные до зубов спецназовцы, просто толкните каждого по очереди ногой — они будут валиться как спелые груши. С другой стороны, возможно, этот прием работает только если вы — расписанная с ног до головы узорными тату азиатская красавица в черных трусах.

«13-й район: Ультиматум» с его этническими бандами и равнодушной безжалостностью властей был бы узнаваемой сатирой…
Одним словом, драйва и чисто физической радости от того, что, по крайней мере в кино, возможно так бегать и прыгать, и драться — убавилось, а мультипликационной дурашливости — прибавилось. Если первый «13-й район» и тому подобная продукция в вашем личном табеле о рангах отмечена пятью звездами из пяти, то с сиквела вы, скорее всего, снимете пару звезд. Если же вы любите посетовать на то, что помните Люка Бессона совсем другим человеком, едва ли эта премьера вообще вас привлечет.

Экспертиза
Роман Канаев (Street Style club) о паркуре в обоих «13-х районах»:
«Ямакаси» и первый «13-й район» для нас, наверное, основные культовые фильмы. Первый «13-й» можно назвать учебником, фильмом, после которого очень многие — и у нас, и вообще в мире — решили заняться паркуром. Не думаю, что от второго будет такой же эффект, на мой вкус это — как неудачная копия. Прыжки, все — уже не такое интересное. Может быть, Белль стареет… Во всяком случае, в первом фильме было видно, что человек показывает то, что умеет, от души, а во втором уже похоже на чистую коммерцию.


Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?