«Район № 9»: негры брезгуют с ними жить

Представителей внеземной цивилизации поселили в трущобы и сделали отбросами общества

  • «Район № 9» — свежий взгляд на избитую тему вторжения инопланетян
    «Район № 9» — свежий взгляд на избитую тему вторжения инопланетянВсе фотографии

Первый контакт землян с внеземной цивилизацией пошел совсем не так, как ожидалось. Инопланетяне не приземлились на лужайке в Вашингтоне, не дождались приветствия президента, не завязали перестрелку с военными, никого не съели, не стали воскрешать мертвецов — и телеграмму от межгалактического совета, приговаривавшую землян как агрессивный вид к уничтожению, тоже не доставили. Космический корабль завис над Йоханнесбургом, став не столько началом новой эры, сколько экзотической и малопонятной проблемой африканской страны, чем-то вроде сомалийских пиратов. Инопланетные гости больше всего похожи на доктора Зойдберга из «Футурамы» — суставчатые прожорливые моллюски в человеческий рост, диковатые, неспособные к коммуникации.

Эксперты считают, что прилетевшие на Землю существа — представители низшей касты, что-то вроде рабочих муравьев, не способных к разумной организации без оставшихся где-то в космосе лидеров. Их заселяют в огороженный переселенческий лагерь под Йоханнесбургом, тот самый район № 9. Гетто быстро превращается в трущобы с картонными домиками и грудами мусора, в которых копошатся инопланетные гости, дерясь за лакомый кусочек. За 20 лет связи с внешним миром у девятого района установились исключительно криминальные: вокруг гнездится местная мафия, выторговывая инопланетную боевую технику за кошачьи консервы.

Напряжение между коренными и понаехавшими растет, поэтому район № 9 решено ликвидировать, выселив обитателей гетто в место, во-первых, подальше, а во-вторых, понадежнее оцепленное колючей проволокой.

«Район № 9» — кино со сравнительно скромным бюджетом (30 миллионов долларов), с неизвестными актерами и двадцатидевятилетним режиссером из ЮАР Нилом Бломкампом. Впрочем, в качестве одного из продюсеров этого фильма с множеством неизвестных числится всеми любимый и уважаемый Питер Джексон. Идея же «Района № 9» выросла из короткометражки Нила Бломкампа Alive in Joburg, которую можно найти на YouTube.

Визуально фильм выглядит на редкость правдоподобно…
Как и короткометражка, фильм стилизован под документалистику — с зернистой дрожащей картинкой. Он начинается с нарезки интервью с простым народом («Йоханнесбург не резиновый!») и комментариев экспертов. А затем переходит в протокольную съемку визита чиновника — главного героя — в район № 9. Герой — недалекий и продвинувшийся по службе благодаря родству — немножко стесняется камеры, много говорит и смеется (например, рассказывая, как лопаются яйца с детенышами инопланетян, когда их сжигает госслужба контроля над рождаемостью), сует на подпись недоумевающим моллюскам уведомления о выселении. Бюрократическая процедура закончится неприятным инцидентом, после которого герою придется узнать жизнь моллюсков-нелегалов гораздо ближе, чем хотелось бы.

Вслед за другой фантастикой, стилизованной под репортаж и со сравнительно небольшим бюджетом, — «Монстро», — «Район № 9» раскручивался через вирусный маркетинг. Но если «Монстро» был чистым аттракционом, прибытием поезда, то «Район № 9» строится на ясной метафоре: инопланетяне здесь — нелегальные мигранты с той же репутацией, которую где-то держат арабы, где-то цыгане, где-то гастарбайтеры из Средней Азии… Они торгуют всякой дрянью, могут поджечь автомобиль, могут отобрать мобильник, не желают учить ни местный язык, ни местные правила приличия. На обыгрывании темы сегрегации строится и рекламная кампания фильма — от плакатов «Инопланетянам вход запрещен» до официального сайта с отдельным входом «Для людей» и «Для не людей».

Кстати, быт инопланетян и неизбежная бойня ближе к финалу показаны с трэшевым задором молодого Питера Джексона (у которого до «Властелина колец» была и «Живая мертвечина»).

В ротовые дыры инопланетян смачно уходят шматы сырого мяса, объектив камеры вечно забрызган кровью и прочими жидкостями, будет также зрелищный процесс мутации человека, подцепившего инопланетную заразу.

…есть даже дурацкая городская скульптура, символизирующая несуществующие успехи межвидовой дружбы
Сам фильм тоже является результатом жанровой мутации. Стилизацию под репортаж скрестили с физиологическим трэшем, а злобную сатиру в духе «Саус Парка» — с фантастикой стандартно-голливудского формата. Во второй половине фильма части начинают потихоньку расползаться в разные стороны. Трэшевый боевик звереет и веселеет, глазастый детеныш пришельца пытается сбежать к Спилбергу, оператор псевдорепортажа следует за героем, который вообще-то остался в одиночестве, уже без всякого предлога, а некоторые сюжетные связки становятся рискованно хлипкими. Достигнутая в первой половине фильма аутентичность — и мрачной йоханнесбургской помойки, и весьма убедительных моллюсков, и сплошь некинематографических лиц в кадре — с трудом склеивается с неуклюжей фантастической линией, в которой инопланетянам дают продемонстрировать и интеллект, и вполне человеческие чувства и ценности.

Тем не менее «Район № 9» переживает эти потери и напрашивается в десятку лучших — фантастических, по крайней мере, — фильмов года: из небольшого бюджета выжата максимальная зрелищность, а тема инопланетян давно не выглядела так свежо и неглупо.


Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?