Адский Дали

В краеведческом музее открылась выставка страшных работ великого сюрреалиста и Франсиско Гойи

  • Работы на выставке висят попарно: слева — Гойя, справа — Дали. Или — наоборот, чтобы можно было как рассматривать изначально оригинал, так и уже «подправленный» Сальвадором Дали сюжет
    Работы на выставке висят попарно: слева — Гойя, справа — Дали. Или — наоборот, чтобы можно было как рассматривать изначально оригинал, так и уже «подправленный» Сальвадором Дали сюжетВсе фотографии

В краеведческий музей привезли жутковатые работы двух великих художников — Франсиско Гойи и Сальвадора Дали. Выставка «Сны разума» включает в себя 160 офортов (оттиски гравюр, выполненных на металле), половина из которых принадлежит одному испанскому мастеру, а половина — второму. Представленные офорты Гойи — знаменитая серия «Капричос», а работы Дали — своеобразный взгляд на произведения его предшественника. Эта серия является гротескным и даже страшноватым высмеиванием моральных, политических и духовных основ современного для Гойи испанского общества. Выставка продлится до 8 сентября.

Франсиско Гойя и Сальвадор Дали — яркие испанские художники, известные во всем мире. Первый жил и работал в XVIII–XIX веках, второй — в XX. Представленная коллекция 80 работ Гойи — знаменитая серия «Капричиос» — относится к концу XVIII века и является гротескной сатирой, порой страшной и жуткой, на моральные, политические и духовные основы испанского общества того времени.

Дали взял работы Гойи, раскрасил их, где-то дополнил своими образами и знаками и создал собственную серию.

Несмотря на популярность Гойи и Дали, в России эта серия до последнего времени была малоизвестна — впервые у нас в стране она была показана 4 года назад. Проект очень дорогой как по финансовой, так и по организационной части. По сути, как уточнили организаторы — гастрольное агентство «Театр для себя» и центр «Евро-Арт», — данная акция — благотворительная, сборы от продажи билетов ее не окупят, а спонсоров или поддержки местных властей нет.

Некоторым зрителям фоновая музыка мешала сосредоточиться, другие считали, что она к месту, но еще сильнее нагнетает и без того жуткие ощущения
Генеральный директор московского центра «Евро-Арт» Михаил Альтерман прокомментировал: «Мы не хотим раздувать ажиотаж вокруг стоимости этого проекта, его художественная стоимость достаточная для того, чтобы это было значимым событием… Финансовая нагрузка легла на «Театр для себя» и центр «Евро-Арт». Плюс — суперльготные условия, которые предоставил музей... Выставка приехала из Саратова, и там организация проекта стоила почти 1,5 млн рублей, которые заплатил музей нам только для того, чтобы мы привезли эту выставку».

Работы, размещенные в залах краеведческого музея, привезены из частного немецкого собрания «Кунстгалериен Боттингерхаус» — галереи, которая уже неоднократно представляла в России работы мировых художников, в частности — Марка Шагала и Пабло Пикассо. Кстати, выставки этих художников, а также таких мастеров, как Энди Уорхол, Виктор Вазарели, Рой Лихтенштейн, организовать в Новосибирске тоже несложно, но все упирается в деньги.

С проектом «Капричиос», состоящим из работ Гойи и Дали, связано немало загадок и мистики. Для Гойи это был первый большой графический проект, для Дали — последний. Франсиско Гойя закончил его в 1799 году, Сальвадор Дали обратился к ней в 1977 году.

Арт-директор центра «Евро-Арт» Александр Щеляков рассказывает: «Для Гойи все начиналось не так, как эта серия оказалась законченной. Гойя изначально хотел сделать 20–22 работы и назвать их «Сны». Через призму снов в юмористическом тоне показать буржуазное общество, которое окружало художника. Но в жизни Гойи происходит ряд событий, которые меняют последующее направление работы: знакомство и любовь к герцогине Альба и тяжелая болезнь, которая лишила его слуха и потерю зрения на один глаз…».

Организаторы выставки могут привезти в Новосибирск работы многих известных мастеров — от Пабло Пикассо до Энди Уорхола. Была бы финансовая поддержка
Специально для этого проекта публикуются комментарии к работам Гойи — комментарии 1799 и 1804 годов. А через 200 лет немецкий искусствовед Курт Рупперт делает заметки к работам Дали. Эти комментарии читать не менее интересно, чем изучать представленные офорты.

Кстати, сами работы очень неоднозначны. Кого-то могут шокировать. Тем более Дали, в присущей ему манере, совершенно откровенно добавляет немалую дозу эротизма (половые органы, какие-то фрейдистские символы) к и так откровенным работам Гойи.

Вот офорт, где Дали играет с названием, меняя одну букву, и рисунок Гойи под названием «За дело, ребята» («Muchachos al Avio») превращается в «Muchachas al Avio» — «За работу, девочки». Бандиты-контрабандисты Гойи, готовящиеся к очередному преступлению, у Дали превращаются в распутных девок. «Когда бандиты придут, тогда и девочки будут сильно заняты», — расшифровывает смысл нового сюжета один из комментариев.

Если на выставке создали бы полумрак, зажгли свечи, которые стоят в одном из двух залов у старого трюмо, да включили бы погромче музыку (она специально написана к этому проекту), тогда слабонервных и впечатлительных сюда пускать точно было бы нельзя. Но и без того представленные работы великих мастеров оказывают сильное впечатление на некоторых посетителей. Судить об этом можно по комментариям в книге отзывов: «За 200 рублей я побывал в аду. Слава богу, у меня есть время покаяться и причаститься…».


Илья Калинин
Фото Евгении Брыковой

читайте также




  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?