Для дегустации мы выбрали пиво самого популярного в мире типа — лагер, получаемого так называемым низовым брожением. Народная любовь к нему понятна: это лёгкий, простой в восприятии напиток, которого к тому же можно употребить много. Особенно под соответствующую закуску. 


Участники эксперимента не знали, что пробуют
Участники эксперимента не знали, что пробуют


Для испытаний мы взяли лагеры всех основных типов: местный недорогой (в этом качестве выступило «Жигулёвское» компании «Томское пиво»), пиво под международным брендом российского производства («Крушовица», которую в России делает «Хайнекен»), европейский импорт (Krušovice Imperial из Чехии), экзотический импорт (китайский Harbin), местный крафт («Пиратский замок» пивоварни «Йо-хо-хо»), а также крафт из Москвы («Светлячок» от «Волковской пивоварни») и крафт из Питера («Столица мира» от «Бакунина»). Шесть дегустаторов оценивали образцы по шкале от одного до десяти.



Специалистов мы решили не звать, доверившись вкусам обычных любителей пива, для которых и готовили этот материал. Впрочем, как выяснилось в процессе дегустации, один из участников основательно подкован в этом вопросе, так что в тексте он будет фигурировать как Эксперт. Вот как это было (марки пива расположены по возрастанию занятого в итоге места).


5 место  — Krušovice Svetle Royal (Россия, пивоварня «Хайнекен», Санкт-Петербург). 4,5 балла из 10

Цена — 78 рублей за пол-литра


Чешское пиво российского производства понравилось дегустаторам меньше всего
Чешское пиво российского производства понравилось дегустаторам меньше всего


Это известное чешское пиво уже давно варится в России. Некоторым оно даже понравилось, но большинство дегустаторов оценили его ниже среднего, назвав водянистым, невыразительным да ещё и обладающим какими-то странными для классического лагера привкусами.



4 место — «Йо-хо-хо» (Новосибирск) и китайский Harbin (5,8 балла из 10)

Цена — 130 и 182 рубля за пол-литра


Новосибирский крафт участники дегустации оценили совершенно по-разному
Новосибирский крафт участники дегустации оценили совершенно по-разному


Эксперт дал крафту от «Йо-хо-хо» семь баллов («Вкус солодовый, потом с горчинкой. Хорошая карбонизация»), но в целом участники эксперимента усилий земляков не оценили. Производитель, правда, назвал его пилснером, но поскольку пилснер — это разновидность лагера, то он попал в подборку.


Другим дегустаторам «Пиратский замок» казался то слишком сложным, то, наоборот,  чересчур простым. В общем, замысел новосибирских пивоваров любители напитка не поняли. 


С китайским пивом всё было проще: его признали лёгким и годным к употреблению, но невыразительным. К тому же сразу несколько человек обнаружили во вкусе какую-то «неприятную кислинку». «Это потому, что солод доминирует над хмелем», — объяснил Эксперт. 


3 место — «Бакунин» и «Волковская пивоварня» (6,3 балла из 10)

Цена — 180 и 112 рублей за пол-литра


Лагеры московской и питерской крафтовых пивоварен набрали одинаковое количество баллов
Лагеры московской и питерской крафтовых пивоварен набрали одинаковое количество баллов


То, что обе известные крафтовые пивоварни набрали одинаковое количество очков, в принципе, неудивительно. Потому что работают они в расчете примерно на одного и того же потребителя — любящего сложные ароматы и насыщенный вкус.  


«Здесь несколько видов хмеля, что даёт такой комплексный древесно-сладковатый букет», — пояснил Эксперт.


«Интересное пиво, но много его не выпьешь. Кружечки две, не больше», — резюмировала единственная девушка-дегустатор.


2 место — «Жигулёвское» от «Томского пива» (7 баллов из 10)

Цена — 60 рублей за пол-литра


Никто не ждал, что второе место займёт самое дешёвое пиво
Никто не ждал, что второе место займёт самое дешёвое пиво


Этот образец пробовали самым первым, поэтому его оценки поначалу были чуть ниже. Но потом, сравнив «Жигулёвское» с остальным, дегустаторы накинули ему баллов. Вот их комментарии:


«Честное, стандартное пиво без изысков».


«Лёгенькое, ненавязчивое».


«Карбонизация средняя, но достигнута искусственным способом», — повысил ставки Эксперт.


«Больше всего понравилось!»


1 место — Krušovice Imperial (Чехия), 8 баллов из 10

Цена — 265 рублей за пол-литра


Марка принадлежит всё тому же «Хайнекену», но сварено пиво уже в Чехии. Так уж вышло, что заграничную «Крушовицу» пробовали сразу после российской, так что разница между ними была особенно заметна. Формально, конечно, это не одно и то же пиво, а две разновидности одной марки (Royal и Imperial). Но это же очевидный мухлёж со стороны правообладателя, поскольку внешне дизайн бутылок отличается только несколькими элементами, и для потребителя это один и тот же напиток. 


В импортной «Крушовице»  дегустаторы сразу отметили и приятный хмелевой аромат, и хорошую горчинку, и долгое послевкусие. Но главный вывод заключался в том, что перед нами наконец-то образцовый лагер. Может быть, без каких-то увлекательных деталей, но это именно то, чего ждёт большинство обычных потребителей. 


Все семь образцов — в том порядке, в каком их пробовали дегустаторы (слева направо) 
Все семь образцов — в том порядке, в каком их пробовали дегустаторы (слева направо) 


Дегустация была, конечно, непрофессиональной, и оценки некоторых образцов разнились от трёх до восьми. Но цель эксперимента в том и состояла, чтобы взглянуть на популярный напиток глазами обычного покупателя. И, как выяснилось, этот «обычный покупатель», не имея перед глазами этикетки, оценивает недорогое местное пиво почти так же высоко, как знаменитое импортное. А знаменитое, но сваренное в России, и вовсе ставит в самый конец списка.