Итак, это история о том, как наследник престола, будущий Николай II, любил (по подсказке папы) гордую полячку-балерину, но в итоге (по совету мамы) женился на немецкой принцессе и больше балетом не интересовался. В главных ролях в «Матильде» — не слишком раскрученные европейские актеры Ларс Эйдингер и Михалина Ольшанска. Других влюблённых в Матильду играют Григорий Добрыгин и Данила Козловский. Александра III и императрицу Марию Фёдоровну — Сергей Гармаш и Ингеборга Дапкунайте.


О «Матильде» в последнее время узнали даже люди, равнодушные к кино вообще и мелодрамам о любви монарших особ — в частности. Изначально «Матильда», проект государственного «Фонда кино» и Первого канала, мирно проходила по ведомству благопристойного мейнстримового исторического кино. Снятого именитым режиссёром, к особой художественной смелости не склонным (Алексей Учитель снял «Дневник его жены», «Космос как предчувствие» и «Прогулка»).


Но потом «Матильда» вдруг оказалась предметом борьбы между консервативными религиозными и светскими ценностями. 


Радикально настроенные верующие сочли историю о добрачной связи оскорбительной для страстотерпца Николая, потребовали запрета фильма, угрожали поджогами кинотеатров (а в Екатеринбурге кинотеатр и правда подожгли — хотя о своём намерении показать там «Матильду» никто и не говорил). 

Пришедших на премьеру «Матильды» в Новосибирске охраняла полиция с собаками
Пришедших на премьеру «Матильды» в Новосибирске охраняла полиция с собаками

Действительно ли это скандальный фильм? Никоим образом: никаких художественных, политических, антиклерикальных, сексуальных и прочих революций (или хотя бы мелких беспорядков) в «Матильде» нет. Главная неожиданность «Матильды» в том, что это не серьёзное и даже нудноватое историческое кино, а, наоборот, попытка сделать из российской истории блокбастер, сдобрив её лихим комиксом, щепоткой стимпанка и, конечно, густой мелодрамой. 


В итоге буквально с первых минут «Матильда» уходит в отрыв даже не клюквенного голливудского фильма про матушку-Россию, а клюквенного музыкального видео. 


Типа песенки Boney M. про Распутина или «Take me back to your house» проекта Basement Jaxx (только без плясовой музыки). Поезда летят под откос, силач Александр III поднимает вагоны и держит их над головой. Матильда гордо пляшет топлесс, императрица-мать Мария Фёдоровна смотрит на неё Серсеей Ланистер. Выходит на задних лапах медведь, пускает зловещие пузыри в своей лаборатории безумный учёный, на заднем сиденье чёрного воронка строит козни агент КГБ, то есть, простите, царской охранки. 


Наследник и балерина каждые пять минут расстаются навсегда, чтобы (за кадром) передумать и долго-долго бежать друг к другу по золочёно-бархатным интерьерам с криком «Ники!» — «Маля!». Развеваются шторы и наряды. Оба падают в обмороки (Маля — в поддельные, Ники — в настоящие). Вся история отлично представляется в качестве бульварного романа, из тех, которые публиковались в газетах XIX века с продолжением (современный зритель, избалованный высокой квалификацией голливудских сценаристов, более требователен к достоверности сюжетных поворотов). Вот, например, такой сюжетный поворот: Матильда похищена и связана извращенцем-поклонником, и они оказались посреди озера на пылающем пароме, который агенты охранки начинили динамитом. Удастся ли героине спастись?


Или, например, будущая императрица Александра Фёдоровна крадётся к сопернице с иглой, чтобы незаметно взять у неё анализ крови и отнести его в лабораторию безумного учёного. Что же будет дальше?


Отлучённые от интернета противники фильма утверждали, что снимающийся в главной роли немец Ларс Эйдингер — порноактёр, да и сам фильм ужасно откровенный. На самом деле слух про порноактёра, вероятно, связан с тем, что Эйдингер появляется обнажённым в одной сцене «Гольциуса и Пеликаньей компании» Питера Гринуэя (по такой логике и в Сикстинской капелле полно порнографии). Что касается откровенности, то единственная имеющаяся в «Матильде» сцена секса достаточно скромна и коротка, чтобы оказаться хоть в советском кино. Как это часто бывает в дамских бульварных романах, секс интересует «Матильду» куда меньше интерьеров, в которых он происходит.


Активисты обещали громкую акцию, но в итоге их протест оказался тихим митингом с плакатами
Активисты обещали громкую акцию, но в итоге их протест оказался тихим митингом с плакатами

Никакого политического высказывания в «Матильде» тем более нет. Потому что нет политики: никаких решений (кроме «какую девушку выбрать: которая нравится самому или которая нравится маме») Николай не принимает. Уговаривая Николая жениться на принцессе Аликс, императрица-мать признаётся: они с Александром III тоже изначально были влюблены в других, но в итоге последовали государственным интересам и были счастливы в браке. Финальные титры сообщают нам, что Николай II и императрица Александра Фёдоровна тоже были счастливы и родили пятерых детей. Видимо, это и есть государственный интерес, потому что никакого другого в фильме не предлагается. Конечно, зритель может сделать из всего увиденного вывод, что самодержавие — это явно плохо, но вроде бы про это и так половина школьной программы. 


Есть ощущение, что в срок (26 октября) «Матильда» выйдет в прокат и будет идти уже без особой охраны. И её единственной проблемой будет падение сборов после первого уик-энда, когда зрители обнаружат, что ничего особенного в ней нет.