День мокрых маек: новосибирцы устроили водную битву (фоторепортаж)


На битву, устроенную на краю пляжа «Наутилус», пришла пара десятков человек. Вероятно, если бы было пожарче (температура в этот день не поднималась выше 24 градусов) и солнце периодически не скрывалось бы за тучами, сражение получилось бы более масштабным.


День мокрых маек: новосибирцы устроили водную битву (фоторепортаж)


Участники принесли водяные автоматы, парикмахерские пульверизаторы, вёдра и старые добрые брызгалки, сделанные из пластиковых бутылок. Некоторые пришли в полной защитной экипировке и выглядели как персонажи постапокалиптического фильма.


День мокрых маек: новосибирцы устроили водную битву (фоторепортаж)


Пара китайских туристов, забредших на пляж и снимавших битву на телефоны, надо думать, уехала с довольно мрачными представлениями о местной экологии: где ещё людям приходится купаться в полной химзащите? 


День мокрых маек: новосибирцы устроили водную битву (фоторепортаж)


Некоторые отдыхающие на пляже горожане присоединились к битве стихийно и потому шли врукопашную — в смысле просто отчаянно брызгались.


День мокрых маек: новосибирцы устроили водную битву (фоторепортаж)


Единственное правило этого бойцовского клуба — не обливать и не тащить в воду посторонних людей, которые просто стоят рядом, и фотографов. И оно соблюдалось: конфликтов в зоне боевых действий не было.


День мокрых маек: новосибирцы устроили водную битву (фоторепортаж)


Разве что дама, принимавшая солнечные ванны поблизости от битвы, возмущённо её комментировала: «Делать нечего! Совсем охренели! Делом бы занялись!». В итоге дама собрала вещи и ретировалась — вероятно, вспомнив, что её ждут дела.  


День мокрых маек: новосибирцы устроили водную битву (фоторепортаж)


В основном в водной битве участвуют, разумеется, подростки и дети. Но к ним присоединилось и несколько взрослых, явно довольных возможностью с визгом ухнуть обратно в детство.


День мокрых маек: новосибирцы устроили водную битву (фоторепортаж)


У тех, кто вырос в Сибири, как правило, сохранились тёплые детские воспоминания о массовых обливаниях на Ивана Купала. Сибиряки обычно с удивлением узнают, что это не общероссийская традиция и, например, у москвичей 7 июля рука не тянется к водяному пистолету.


День мокрых маек: новосибирцы устроили водную битву (фоторепортаж)


Исследователи склонны связывать популярность уличных обливаний в день Ивана Купалы именно в Сибири с тем, что здесь было много украинских и белорусских переселенцев, которые привезли с собой эту традицию. Короче, вышло как в сериале «Американские боги»: вначале эмигранты привезли с собой на новое место старое божество, требующее водных вакханалий, а потом оно вступило в непримиримое противоречие с новыми божествами. Например, богом всяких гаджетов, которые так боятся воды. Или богом бюрократии, требующим постоянных подношений всяких документов.


День мокрых маек: новосибирцы устроили водную битву (фоторепортаж)


Но если традиции уличного анархического празднования дня Ивана Купалы есть далеко не везде, то организованные водные битвы в специально отведённом месте сейчас проходят во многих больших городах, включая и Москву.


День мокрых маек: новосибирцы устроили водную битву (фоторепортаж)


И тут самое время вспомнить, что организованные водные битвы дети 1990-х ухитрялись устраивать в масштабах целого района — и без всяких соцсетей.


Кажется, эти мокрые войны вообще не были связаны с праздником Ивана Купалы и его языческими корнями. Скорее, они заменяли стрелялки и стратегии в эпоху, когда домашний компьютер ещё был роскошью.


День мокрых маек: новосибирцы устроили водную битву (фоторепортаж)


Причём война, где основным оружием были брызгалки, сделанные из бутылочек от клея или чистящих средств, не ограничивалась одним днём. И никто не знал, кто её придумал и начал и когда она закончится.


День мокрых маек: новосибирцы устроили водную битву (фоторепортаж)


Обычно водная война шла по территориальному принципу: например, улица против улицы.


День мокрых маек: новосибирцы устроили водную битву (фоторепортаж)


Корреспондент НГС.АФИША собрала несколько воспоминаний очевидцев о славных водных битвах прошого века. «1980-е, Центральный район. Обливашки были в жаркую погоду, вне зависимости от Ивана Купалы. Никогда не обливали тех, кто не участвует! Взрослых — даже в мыслях не было. Можно было даже спокойно идти мимо толп с брызгалками, при этом сказав что-то типа "Я не в игре", — и никто не брызгал», — вспоминает ресторатор Виктория. Впрочем, на взрослых (и их автомобили) преспокойно могли сбросить с балкона «капитошку» — пакет с водой.


День мокрых маек: новосибирцы устроили водную битву (фоторепортаж)


«ЖУМ против ЦУМа в Железнодорожном районе. Реально весь район был в это вовлечён, человек по 150 с каждой стороны собиралось», — помнит лихие 90-е музейный работник Юрий.


День мокрых маек: новосибирцы устроили водную битву (фоторепортаж)


«Детство пришлось на середину 1970-х, Центральный район, — вспоминает ещё один новосибирец. — Тоже обливались всё лето, делали брызгалки (маленькие — из тюбиков от канцелярского клея, большие — из пластиковых бутылок от шампуня, в крышку монтировали часть корпуса шариковой ручки). С головы до ног из такого "инструмента" точно не обольёшь. Потеха заключалась в том, чтобы гоняться и попадать — что-то вроде пейнтбола. Тех, кто не играл, не обливали — разве что своих, чтоб подразнить. Взрослых — никогда». 


Организованные водные битвы на конкретной площадке появились в Новосибирске лишь несколько лет назад (наряду с фестивалями красок). Есть ощущение, что со временем они вытеснят медленно угасающую (и, мягко говоря, неоднозначно воспринимаемую) традицию повсеместных анархических обливаний в день Ивана Купалы.