Фабрика чудовищ (фото)


В промзоне Дзержинского района прячется необычная мастерская: здесь делают не какие-нибудь двери или стеллажи, а самых настоящих монстров, достойных сниматься в голливудских «ужастиках». Необычный бизнес организовал молодой скульптор Иван Плотников, который окончил Тюменский государственный университет по специальности «ландшафтный дизайн», немного поработал в Новокузнецке и в 2015 году переехал в Новосибирск. 


Фабрика чудовищ (фото)


«В университете был предмет "скульптура", правда, лепили мы всего один учебный год, — рассказывает Иван. — Дальше я учился сам: в Новокузнецке в мастерской отливал сувениры из бронзы и серебра, в Новосибирске год работал у известного гримёра-бутафора Дениса Потеряева, который сейчас живёт в Санкт-Петербурге». 

Однако, по словам Плотникова, одного мастерства мало: художник «должен уметь себя продавать». И в этом ему помог совершенно, казалось бы, неожиданный человек: директор Новосибирского крематория Сергей Якушин, у которого Иван почти год проработал ландшафтным дизайнером, параллельно выполняя первые заказы на бутафорию. 


Фабрика чудовищ (фото)


«Он мне немножко мозг перевернул, — улыбается бутафор. — Сергей Борисович дал мне убеждение, что человек может быть хоть кем и научиться делать что угодно, придал мне уверенности в себе. Как только я к нему пришёл, он сразу дал мне проект, хотя опыта у меня не было. Требовалось изготовить большую диораму ко Дню Победы — мы сделали её буквально за месяц. На площади 15 кв. м разместили около 100 единиц боевой техники, солдат, железную дорогу, мосты, дома, деревья. Диорама стояла в фойе оперного театра».

В деле создания реквизита для квестов для Ивана всё началось с отрубленных конечностей — в его исполнении силиконовые руки и пальцы выглядят ужасно реалистично. Чтобы добиться такого эффекта, мастер смотрел обучающее видео на YouTube. Например, уроки американского скульптора Стенли Уинстона, который делал реквизит для «Хищника», «Терминатора» и других фантастических блокбастеров. 

Примерно через год после переезда в Новосибирск молодой скульптор уволился из крематория и снял помещение для собственной мастерской. Сначала работал один, иногда привлекая двух-трёх помощников. Сегодня, год спустя, мастерская стала в 2 раза просторнее, и там трудится уже 6 человек. «Художественное образование имеют не все, — рассказывает Иван. — Есть хороший электронщик, есть технарь — мастер, который работает по металлу, скульпторы, формовщики. Если не успеваем по каким-то заказам, ещё привлекаем людей». 

Отрубленные конечности вскоре сменились не менее реалистичными трупами. Их заказывают не только квесты: как-то Ивану пришлось сделать тело повешенной девушки для одного из театров Екатеринбурга. На вопрос о том, каково создавать такую реалистичную «мертвечину», мастер с улыбкой отвечает: «Страшно или противно никогда не было». 


Фабрика чудовищ (фото)


Впрочем, сегодня для студии FreeArt трупы отходят на второй план и работы становятся всё более интересными. «Он аниматронный: моргает, дышит, дрожит, — рассказывает Иван про этого огромного инопланетянина. — Заказов на такие персонажи сейчас достаточно».

В мастерской одновременно делали трёх инопланетян разного роста — на это ушло около 2 месяцев. Ещё год назад такие фигуры почти не покупали, а сегодня клиент, что называется, созрел. Хотя стоят огромные монстры недешево. Неподвижная фигура в человеческий рост обойдется как минимум в 120 тыс. руб., а трехметровый дышащий инопланетянин — в пару сотен тысяч. 

Процесс работы над такими скульптурами довольно трудоёмкий: сначала мастер лепит заготовку из скульптурного пластилина (на фото), затем на её основе другой специалист создаёт форму из стеклопластика, и уже в неё заливают силикон. Когда материал застывает, скульптор дорабатывает изделие вручную и раскрашивает. Если же фигура должна двигаться, подключается электронщик. 


Фабрика чудовищ (фото)


Параллельно с инопланетянами в мастерской делали монстра Франкенштейна. «Нужно ему в голову мозг вставить, сердце, печень — и он начинает дышать, — раскрывает секреты Иван. — У него даже открывается рот в такт дыханию». 

С этим персонажем вышел казус: первый вариант черепа получился довольно опасным. «Он же дышит, и мы сначала переборщили: сделали слишком большой запас мощности», — вспоминает мастер. Интересно, что первую «живую» голову он изготовил ещё в 14 лет — так, для развлечения. «У меня ведь папа художник, а мама — физик», — поясняет бутафор.


Фабрика чудовищ (фото)


При этом самым необычным заказом скульптор называет не дышащих монстров, а партию пластиковых растений: «Нужно было 58 разных кактусов для оформления витрины магазина — мы их сделали буквально за неделю. В мастерской работали и по 14 человек, и ночами… В итоге всё успели, всё хорошо».


Фабрика чудовищ (фото)


Еще один забавный заказ: силиконовые ягодицы. «Клиент — московская студия, которая снимала рекламу средства от геморроя», — поясняет Иван.


Фабрика чудовищ (фото)


По словам бутафора, в Новосибирске конкурентов у него нет: «Появились компании, которые занимаются схожей тематикой, но они, например, не используют аниматронику». 


Фабрика чудовищ (фото)


Сибирские монстры путешествуют не только по всей России — их отправляют в Казахстан, на Украину, в Белоруссию, Канаду и Америку. Заказчики находят информацию о мастерской в интернете: на сайте и в социальных сетях. 

Кажется, Иван из тех, кто умеет ставить цели и добиваться их. Год назад он стремился создать некое братство свободных художников, создающих только то, что им интересно. По его словам, этого достичь удалось: сегодня команда FreeArt может позволить себе брать только самые сложные и интересные заказы. Теперь скульптор замахнулся на более высокие материи: он подумывает заняться изготовлением протезов. «Мне интересна эта тема, — признается Иван. — Возможно, что-то получится. Ведь мы можем сделать так, чтобы было максимально похоже на человеческую руку, и она была подвижной».