Что нужно смотреть в этом сезоне?


Естественно, об этом будут разные мнения. Да и планы театров на сезон еще известны не полностью. Но если ориентироваться на уже анонсированные спектакли, которые обещают стать событиями, то это — балет «Ромео и Джульетта» в оперном театре и «Процесс» по Кафке — в «Красном факеле». Подробнее о них — ниже.


А вообще в Новосибирске стоящая театральная жизнь?


«Новосибирск — город театральный и имеет очень приличную репутацию в театральной России, — отвечает театральный продюсер Юлия Чурилова. — И даже с разнообразием все в последние пару сезонов — почти ОК. Появилось несколько спектаклей (например «Снегурочка» в «Старом доме» и «Три сестры» в «Красном факеле»), куда можно пригласить продвинутого коллегу из Берлина или Лондона и быть уверенным, что покажешь Новосибирск как часть современного мира искусства. Зритель же, который ждет от театра развлечения, а не художественного высказывания, — тоже найдет крепко сделанную комедию или честную драму…».


В Новосибирске? Но ведь наверняка здесь чего-то и не найти?


«…Сложнее отыскать признаки социального театра, спектаклей на острые социальные темы, документальных, объединяющих людей с разным уровнем здоровья, подростков, заключенных, пенсионеров или детей-сирот, — продолжает Юлия Чурилова. — Точнее, попытки есть, но я не знаю культурных организаций, которые бы делали это частью системной художественной политики. И при всем многообразии странность Новосибирска — в почти полном отсутствии театральных фестивалей. Остался только прекрасный "Ново-Сибирский транзит", который проводится раз в два года театром "Красный факел"».


Где почитать про новосибирский театр?


Местные медиа обращаются к театру нерегулярно. Есть новосибирское онлайн-СМИ «ОКОЛОтеатральный журнал». Ректор театрального института Яна Глембоцкая советует интересующимся «Петербургский театральный журнал»: «Его позиция — равномерно уделять внимание тому, что происходит в столицах и провинции. Поэтому вы, скорее всего, найдете там на любую новосибирскую художественно значимую постановку высокопрофессиональный отзыв».


Итак, нам повезло с театральной жизнью. Так в какой театр мне пойти?


«Настоящих» и «больших» — т.е. с историей и буфетом — театров в Новосибирске семь: НОВАТ, «Красный факел», «Глобус», НГДТ, «Старый дом», театр музкомедии и театр кукол. Кроме них есть новые и миниатюрные формы жизни — всевозможные театральные объединения. Разброс — от «Первого театра», основанного выпускниками театрального института, до недавно открывшегося театра в помещении стрипклуба — чтобы сцена не простаивала зря. Но интересных среди них немного. «В рубрике "независимый театр", как принято называть в России театры профессиональные, но негосударственные, Новосибирск пока несет потери, — комментирует Юлия Чурилова. — Пожалуй, такой честный, ни на кого не похожий и ставящий перед собой задачи художественные, а не коммерческие, остался только La Pushkin, чей "сарай искусств" можно посетить в Центральном парке».


НОВАТ (он же — НГАТОиБ, Новосибирский государственный театр оперы и балета; он же — оперный)


Открылся: в 1945 году.


Репутация: В последнюю пару лет новосибирский оперный театр у самой широкой публики ассоциируется со скандалом с постановкой оперы Вагнера «Тангейзер» — моралистической истории о наказании за кощунство, — судя по всему, когда очевидцы пересказывали оперу местному руководству и активистам РПЦ, моралистический смысл потерялся — поэтому оперу пикетировали, цензурировали, судили и, несмотря на оправдание в суде, заменили директора НГАТОиБ на Владимира Кехмана — после чего театр сильно меняется.


Антураж: Самое большое театральное здание в России и бывшем СССР до сих пор способно впечатлять циклопическими размерами (притом что это — компромисс с реальностью по сравнению с изначальными амбициями). Квинтэссенция тоталитарной архитектуры, оперный еще и окружен городскими легендами о его подземельях и «бункере Сталина». Учитывая масштаб репрессий на стройке театра, в нем действительно должны быть призраки оперы. При Кехмане в театре сделали новые — спорные — интерьеры: часть публики в восторге от их богатства, часть утверждает, что видела что-то подобное где-то в Вегасе. В обсуждениях спектаклей бывает то же самое, — поэтому бывает трудно понять, действительно ли они так хороши или плохи, как о них говорят, — или дело в контексте.


Что смотреть из нового: Балет «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева в хореографии Олега Виноградова (впервые поставившего свою версию «Ромео и Джульетты» как раз в Новосибирске — в 1956 году). Премьера — 13–16 сентября. Еще есть билеты в продаже (500–1000 руб.). «Жду давно, но с осторожностью, — комментирует театральный обозреватель НГС Анна Наумцева. — Люблю этот сюжет в классической хореографии, впрочем, какого качества она будет на премьере в НОВАТе — прогнозировать сложно. Совершенно спокойна только за декорации и массовку. Наверняка случится яркое шоу, а на сцену выйдут сразу сто человек. Все последние постановки — что опера, что балет — у нас от этого неотделимы».


Что смотреть из старого: Анна Наумцева рекомендует «Турандот» с Вероникой Джиоевой и «Сны под свинцовым небом» (редкий для Новосибирска случай современного балета).


Билеты: 400–1000 руб. На сайте театра есть онлайн-продажа. НОВАТ с его залом на 1,5 тыс. мест — один из немногих театров Новосибирска, куда можно купить билеты незадолго до спектакля.


Шедевры и скандалы


«Красный факел»


Основан: в 1920 году. И за его основанием стоит интересная история: труппа под названием «Красный факел» тогда собралась в Одессе — изначально как весьма декадентская и богемная тусовка — и 11 лет просуществовала в режиме бродячего театра, пока воля партии не отправила ее в Новосибирск.


Антураж. Театру досталось здание, которое Крячков построил как клуб для местных богачей. В революцию в нем расположился штаб новой власти, который во время захвата города белочехами брали штурмом, — говорят, «Красный факел» — единственное здание в городе, повидавшее настоящую войну. Большой зал (на 510 мест) плюс малая сцена.


Репутация: Один из старейших театров города с разнообразным репертуаром — от дерзких, особенно по меркам последних лет, экспериментов до стабильно бешено популярной комедии «Только для женщин» — про сталеваров, пошедших в стриптиз.


Что смотреть из нового: «Процесс» Франца Кафки в «Красном факеле» — в постановке Тимофея Кулябина, молодого режиссера, прославившегося на всю страну «Тангейзером». Четырехчасовой спектакль по одному из главных романов ХХ века, в котором мелкий бюрократ Йозеф К. обнаруживает себя подсудимым и до самого конца пытается выяснить — за что его судят. Постановки Кулябина неизменно становятся обсуждаемым событием — и «Процесс» наверняка будет тоже сделан так, что будет что обсудить: анонс на сайте театра описывает его как «реалити-триллер, посвященный человеку новейшего времени, который не может понять законы окружающего его мира». Как и прочего Кафку, «Процесс» можно трактовать с точки зрения психоанализа или религиозных и философских исканий — но в постановке Кулябина, вероятно, будут искать абсурдистский анекдот и автобиографические мотивы — по мотивам судов над «Тангейзером». Премьера: 24–25 сентября; 7 октября; билетов осталось мало.


Что смотреть из старого: Кулябинские же «Три сестры» — восхитивший столичных и зарубежных (на австрийском фестивале) критиков спектакль-событие прошлого сезона идет 4,5 часа без единого слова вслух: пьесу Чехова разыгрывают на языке глухих. Кроме того, новосибирские театральные критики довольно дружно рекомендуют «Довлатов. Анекдоты».


Билеты: 350–750 руб.; на сайте театра есть онлайн-продажа. Покупкой билета на спектакль лучше озаботиться за месяц. Или за два-три — если не хотите оказаться на галерке сбоку.


Шедевры и скандалы


«Глобус»


Основан: в 1930 году — старшее поколение помнит его как ТЮЗ.


Репутация: Здесь нет особенного новаторства. Но «Глобус» ближе всех в Новосибирске подошел, например, к тому, чтобы поставить настоящий мюзикл.


Антураж: Суперузнаваемое здание на Каменской магистрали с большой (зал на 500 человек) и малой (зал на 118 человек) сценами построено в 1984 году.


Что смотреть из старого: «Оскар и розовая дама» на малой сцене (мальчик, которому осталось жить десять дней, пишет письма Богу), «Крейцерова соната» и смешные и популярные из года в год «Братишки», — советует Анна Наумцева.


Что смотреть из нового: Питерский режиссер Дмитрий Егоров (поставивший в прошлогодних «Песнях о Родине» часть про православное крещение белочки и вышеупомянутые «Довлатов. Анекдоты») делает — пока безымянный — спектакль по рассказам Рэя Брэдбери.


Билеты: 400–800 руб. Сейчас билеты можно купить только в офлайн-кассах — театр меняет партнера для онлайн-продаж. Купить билеты, например, за неделю на непремьерный спектакль (кроме особо популярных) совершенно реально.


«Старый дом»


Основан: Новосибирский государственный драматический театр был создан в 1933 году как передвижной — для просвещения социалистической деревни…


Антураж: …в 1960 году передвижной театр обрел крышу над головой в перестроенной до неузнаваемости дореволюционной крячковской школе, которую до этого занимало общежитие. Сейчас в здании с башенкой на Речном вокзале — с залом на 200 мест — тесно, как в кукольном домике. Театр, судя по всему, мечтает переехать в здание посовременнее, хотя лишится при этом части шарма.


Репутация: С маленьким театром на Речном вокзале любит посотрудничать знаменитый Кшиштоф Занусси — и вообще там много совершенно не сочетающихся с его названием творческих экспериментов. Подводя итоги прошлого сезона, «ОКОЛОтеатральный журнал» опросил 20 экспертов о том, какой театр провел самый интересный прошлый сезон. Абсолютное большинство назвали «Старый дом».


Что смотреть из нового: Условно новое — закрывшее прошлый сезон «Недоразумение» по пьесе Камю о матери и дочери, которые держат отель и убивают его гостей. Юлия Чурилова также ждет постановку Максима Диденко по карточкам Льва Рубинштейна и «Вишневый сад» питерского режиссера Андрея Прикотенко.


Что смотреть из старого: «Сиротливый запад» современной суперзвезды драматургии «театрального Тарантино» Мартина МакДонаха (те, кто предпочитает кино, а не театр, знают его как режиссера и сценариста «Залечь на дно в Брюгге»).


Билеты: 350–800 руб. Можно купить онлайн на сайте kassy.ru. Покупать стоит за пару недель.


НГДТ (Новосибирский городской драматический театр; он же — театр Афанасьева)


Основан: в 1988 году.


Антураж: Самый бесприютный театр, которому уже много лет то строят, то подбирают здание, а сам он пока занимает подвальчик под бутиками на Вокзальной магистрали. Зал на 100 мест.


Что смотреть из старого: Прошлогоднего «Ревизора» Юлия Чурилова советует тем, кто готов «к современному непростому театру, который требует от зрителя работы и сотворчества». «Ревизор» — в котором в какой-то момент артисты гримируются под зомби — в этой постановке скорее страшен, чем смешон — что вполне соответствует замыслу Гоголя.


Что смотреть из нового: Премьеры («Гроза» в постановке самого Афанасьева и прочие) в основном приходятся на зиму и весну следующего года.


Билеты: 400–1000 руб. Билеты продаются на kassy.ru — и продаются очень быстро, это один из самых труднодоступных театров.


Театр музыкальной комедии


Основан: в 1959 году.


Репутация: Здесь все довольно-таки традиционно, а сам жанр — на любителя.


Антураж: Театр занимает старое здание в Центральном парке. Зал на 510 мест.


Что смотреть из старого: Анна Наумцева советует «Тристана и Изольду» — особенно когда в ней участвуют иностранные солисты.


Билеты: 300–1000 руб. За месяц хорошие места в зале уже раскуплены.


Шедевры и скандалы


Вкратце об остальных театрах Новосибирска, заслуживающих внимания. Детский театр кукол — тоже устроенный в крячковской школе на ул. Ленина, сказочно декорированной снаружи и внутри: с действительно красивыми спектаклями, на которые особенно трудно достать билеты. «Первый театр» — проект молодых артистов, который сейчас гнездится на сцене Дома актера. В этом сезоне худрук «Первого театра» Павел Южаков уже поставил «Феноменов», исследующих популярную нынче, судя по СМИ, тему всяких экстрасенсов, а дальше, говорят, поставит современную версию «Бесов» Достоевского. И наконец, крошечный и восхитительно странный театр La Pushkin, основанный в 1998 году в Дрездене выходцем с новосибирской Расточки мимом Олегом Жуковским; в 2014 году перебравшийся в Новосибирск, где такого сильно не хватало, и обосновавшийся в бывшей комнате страха в Центральном парке. Особенно здесь стоит смотреть «Петю и волка» — фантасмагорическое шаманское действо, доказывающее, что детский театр не обязательно должен быть сладким, примитивным и скучным для взрослых, и «Зондершуле» — интерактивный театр, где зрители оказываются за партами и заново проигрывают опыт форматирования личностей школьной системой.



Елена Полякова

Фото Татьяны Фатеевой (1), Александра Ощепкова (2), Фрола Подлесного (3), автора (4)