Ночь пожирателей культуры (фоторепортаж)

Увидеть, что делают в подвалах краеведческого с голыми моделями и живыми тараканами, пришло 4500 человек

В минувшую субботу до Новосибирска впервые дошло европейское народное гуляние — «Музейная ночь». Акцию придумали в Берлине в 1997 году — с тех пор она охватила десятки стран и тысячи музеев. Раз в году солидные учреждения работают допоздна или до утра и расширяют границы дозволенного, пуская в обычно закрытые помещения и устраивая необычные шоу и выставки. Первым в России «Музейную ночь» провел Красноярск в 2002 году: там «Ночь», — как и в Москве, где участвует около сотни организаций, — стала делом привычным. В Новосибирске в первой «Ночи» участвовали художественный музей (выставка гравюры XVI–XIX века Memento Mori и концерт) и музеи Академгородка (танцы, барды и научные артефакты). Но центральной площадкой стал краеведческий музей — корреспонденты НГС.РЕЛАКС оказались среди нескольких тысяч желающих попасть внутрь.

  • «Музейная ночь» в краеведческом проходила, скорее, вечером (с 19:00 до полуночи). Часть программы была вынесена под открытое небо…
  • …Напротив «Аркады» проходил небольшой парад ретро-техники, собравший с десяток старых авто: от трофейного «Опеля» 1938 года до горбатого «Запорожца».
  • Военный автомобиль ГАЗ-67, созданная по приказу Сталина советская версия американского Willys, выпускавшаяся в 1943–1953 годах.
  • Рядом с советским автомобилем стоял его американский дядюшка — сам Willys.
  • Машины для парада предоставили клубы любителей автостарины, разыскивающие забытые в гаражах раритеты. Прохожие окружили мини-выставку тесным кольцом, со знанием дела гладили капоты и позировали на фоне раритетов.
  • Гангстерской красоты авто — ГАЗ М-1, или просто «эмка», выпуска 1938 года. «С родным двигателем он стоит полтора-два миллиона, с замененным — около 700 тысяч», — комментирует водитель.
  • В Первомайском сквере выставили копию того самого броневика, с которого разговаривал Ленин, — работу моделиста Вячеслава Веревочкина.
  • Особый интерес сваренная из листов железа копия в натуральную величину вызывала у детей.
  • Очередь же в кассу краеведческого музея напоминала то ли мазволей, то ли перестроечные магазины. По официальному сообщению музея, в течение «Ночи» через него прошло 4500 посетителей.
  • В Европе «Музейная ночь» часто подразумевает бесплатный вход, но жесткого правила нет, — в краеведческом билет стоил 100–150 рублей.
  • В «Музейную ночь» в краеведческом открылись три выставки. Во-первых, «Ночь возможностей» с дебютами молодых художников. Во-вторых, впервые выставили коллекцию фото краеведа-любителя Егора Егошина…
  • …где в ранее публиковавшейся в виде блога подборке виды Новосибирска столетней давности сопоставляются с днем сегодняшним.
  • В подвале же музея открылась выставка мастера жанра ню Константина Ощепкова, но от фотографий публику отвлекали живые модели, которых тут же раскрашивали и облепляли перьями.
  • Там же, в подвале устроили аттракцион «Засунь руку в аквариум с живыми тараканами и выиграй футболку с логотипом краеведческого музея». Тараканы воняли, девушки визжали, — но футболки быстро кончились.
  • Музейные работники шутят: вот собрание восковых овощей мадам Куссо. Кухарка мадам Куссо жила в XIX веке и собрала коллекцию, в которую входят шокирующие фигуры «приговоренных к винегрету» и «сиамских огурцов».
  • В «Сибирской кунсткамере» в подвале музея выставили инструменты таксидермиста, заспиртованных жаб, кристалл для контактов с духами умерших и прочие любопытные штуки из курса природоведения с уклоном в стеб.
  • Также в подвале собрались знакомые многим с детства (этим периодом обычно и датируется последний визит в краеведческий) чучела животных. А из колонок магнитофона орали выпи и прочие ночные чудовища.
  • Вентиляция не справлялась с наплывом посетителей, а в проходах возникала давка. В зал с видео «Синих носов» — главных сибирских художников на мировой экспорт — было не войти (а войдя — не вздохнуть).
  • Перфоманс «Художник и шинель» был посвящен гоголевскому юбилею…
  • …На глазах зрителей художники творчески переосмысливали шинели.
  • Кстати, надо отметить, что свитеры и шерстяные носки, казавшиеся колючими и кусачими, — просто ангора и кашемир по сравнению с шинелью.
  • Шинели разрисовывали под поп-арт и украшали лампочками, но лучшим автором, по итогам голосования публики, стал художник Иван Дыркин, законсервировавший шинель, как огурчики.
  • На волне энтузиазма гости «Музейной ночи» осмотрели и постоянные экспозиции — плуги и самовары, национальные костюмы и гимнастерки времен Великой Отечественной.
  • Ближе к концу начался показательный бал от студий «Медиваль» и «Отражение» — несколько костюмированных пар, к которым присоединялись простолюдины в джинсах, танцевали полонез посреди толпы зрителей.
  • Несмотря на тесноту и духоту, публика — подобралась на редкость симпатичная — выглядела доброжелательной и всем довольной. Экспонаты, правда, не оживали, как в известном кино про «Ночь в музее»…
  • …Но это даже к лучшему — ни с кусачей мертвой лошадью, ни с безголовым костюмом присяжного поверенного из дореволюционной России знакомиться не хотелось.
  • Выходившие из музея останавливались посмотреть на уличное шоу с музыкантами и людьми-глазами на ходулях. Ночь удалась — хотя именно как первая: в следующий раз публика, скорее всего, захочет чего-то более изощренного…
  • …Суть же этой «Ночи» была не столько в программе, сколько в атмосфере: толпы по-европейски улыбчивых посетителей, с равным удовольствием разглядывавших помет лося, современное искусство и палки-копалки.

Материал подготовили Елена Полякова и Евгения Брыкова

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?