Готы осиротели

«Агата Кристи» попрощалась с новосибирскими поклонниками в рамках своего последнего тура

  • Шляпа Глеба Самойлова и сказки про черную луну и сказочную тайгу на глазах становятся историей…
    Шляпа Глеба Самойлова и сказки про черную луну и сказочную тайгу на глазах становятся историей…Все фотографии

Вечером нерабочего понедельника перед входом в клуб «Отдых» выстроилась длинная очередь проходящих на последний концерт «Агаты Кристи». По крайней мере, он может стать последним для Новосибирска — группа братьев Самойловых путешествует с прощальным туром «Эпилог», конечная дата которого пока не определена. В конце прошлого года «Агата Кристи» ввела в состав двух новых музыкантов и представила 12 до сих пор неизданных новых песен. А в начале нового года как раз перед юбилеем (21 год, кстати) объявила о том, что ансамбль распадается.

«Агата Кристи» в том виде, в котором она всем известна, исчерпала себя, и мы хотим попрощаться с ней с чувством взаимного удовлетворения», — гласит заявление на официальном сайте группы. Приучать поклонников к мысли о расставании группа планирует постепенно — прощальный тур «Эпилог», судя по всему, может растянуться надолго (а осенью выйдет одноименный альбом).

Созданная в Свердловске в 1988 году, записавшая в начале 1990-х пару навороченных арт-роковых альбомов «Коварство и любовь» и «Декаданс», «Агата Кристи» обрела по-настоящему всенародную славу в середине десятилетия — с напичканными хитами «Опиумом» и «Позорной звездой». В период пика популярности группа вроде бы двигалась в сторону пост-панка, но на самом деле работала в особом жанре. Жанре чуть ли не дворового шлягера, хулигански принарядившегося в цилиндр и фрак «декаданса», чтобы попугать дворовых старушек. Со слишком «синтезаторной» для сурового русского рока музыкой, смешными и неуклюжими на печати, но намертво цепляющими текстами («Я оптимист, я оптимист, я гетеросексуалист»). И, наконец, идеально ложащейся на мироощущение пубертатного возраста старательно лелеемой истеричностью и мизантропией (лирика с обязательным «я» и необязательным «ты»).

Сейчас наигранно циничные черные сказки от «Агаты Кристи» на пике называют первым массовым явлением русской готической субкультуры.

…впрочем, день, когда группа окончательно перестанет существовать, пока не назначен
За полчаса до заявленного начала концерта у железного заграждения вокруг сцены уже выстроилось непроницаемо плотное многолюдное кольцо. Значительную часть публики составляли люди около 25–30 лет — те, кто слушал «Декаданс» и «Позорную звезду» на пиратских кассетах вперемешку с «Нирваной» и «Металликой». Впрочем, корреспондент НГС.РЕЛАКС была удивлена количеством созданий нежного школьного возраста, пополнивших аудиторию группы с тех пор. Публика собралась какая-то особенная — «олдскульная», на редкость неброско и неприметно одетая (выделялись разве что юные готические девы) с вкраплением характерных примет 90-х, вроде рюкзачков с Куртом Кобейном, которые уже нечасто увидишь на улице.

Надо отметить, «Отдых» для прощания с культовой группой наивной и наглой эпохи подходил идеально — как самый заметный из сохранившихся памятников клубной культуры 90-х.

Перед долгожданным явлением группы (с уместным опозданием на пятнадцать минут) сцена окончательно утонула в мути густого тумана с огненными всполохами — проплывающими на экране за сценой алыми ликами братьев Самойловых. «Агата Кристи» начала концерт с того самого, нового неизданного материала — «Не с нами тот, кто против нас, мы победим в войне миров, не открывая третий глаз» и так далее.

На вкус корреспондента НГС.РЕЛАКС, «свежак» звучал однообразно и, несмотря на обретенный «Агатой» в новом веке концентрированный жужжащий электронный звук, сильно отдавал самоповтором на грани самопародии. На песне «Последнее желание», призывающей «поднять свой флаг» и «показать всему миру «фак», девушки в середине зала развернули гигантское черное полотнище с логотипом группы. По-настоящему публика, разумеется, разогрелась на золотом фонде, которому была отдана третья десятка песен. На «Моряке» и жужжании «Ковра-вертолета» с аудиторией приключилась небольшая истерика — а с передоверенной честью исполнения первых строчек «Как на войне» зал справился на «ура». И все это — с фирменным надрывом в исполнении и фирменной сонной невозмутимостью в поведении на сцене — и при неизменном удивительном внешнем сходстве братьев-основателей с давно и безнадежно попавшими в дурную компанию хоббитами.

На концерт пришли как старые поклонники, слушавшие «Позорную звезду» и «Опиум» на одной пиратской кассете, так и свежая кровь — молодежь готического толка
От «повезло назло» и «поиграем в декаданс» корреспондента НГС.РЕЛАКС пощекотало уютное чувство — как будто где-то в глубинах шкафа нашелся ящик со старыми игрушками.

Лазерные лучи, световые эффекты, то затапливающие зал мертвым синим светом — который так идет страшным сказкам «Агаты», — то слепившие белыми вспышками, абстрактный видеоряд на большом экране — в целом, концерт остался в памяти как крепкое, большое, несмотря на клубный формат, шоу из тридцати песен. Кстати — с приличным звуком и музыкой, которая в общем-то не оставляла впечатления усталой группы, уходящей на покой. Правда, одна регулярная посетительница концертов «Агаты» отметила, что в предыдущие визиты братья были и более подвижны на сцене, и больше общались с публикой, не ограничиваясь насупленными «Спасибочки» и по-детски трогательным «Всё…» перед вызовом на бис. Выход на бис особо затягивать и кокетничать не стали и сыграли самую долгожданную «Сказочную тайгу».


Елена Полякова

Фото Веры Сальницкой

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?