«Обитаемый остров-2»: полеты на бомбовозе

В самом ожидаемом фильме-продолжении года стало много экшна и окончательно пропал здравый смысл

  • Выглядевший в первом фильме метким попаданием в образ пришельца с небес господин Степанов не слишком убедительно звереет во втором
    Выглядевший в первом фильме метким попаданием в образ пришельца с небес господин Степанов не слишком убедительно звереет во второмВсе фотографии

Избежать в новогодние каникулы участия в спорах о первой части «Обитаемого острова» можно было только срочно покинув страну. Одни хвалили блокбастер Бондарчука по роману Стругацких, другие записывали его в худшие фильмы всех времен и народов. Хотя кино не заслужило ни особых восторгов, ни особого презрения, а бурная дискуссия напоминала запечатленные в телехрониках очереди в первый «Макдоналдс» в постперестроечной Москве.

Как гамбургер, в конце концов, — это просто гамбургер, так и первый «Остров» был просто фантастическим боевиком, не хватающим с неба звезд, но вполне симпатичным, с трэшевым обаянием и ощущением самоиронии создателей. В нем было нечто, что заставляло, скорее, огорчиться, чем позлорадствовать при виде картонной военной техники и прочих проколов. Первая часть «Обитаемого острова» заманивала и легко получала авансы, обещая, что вторая будет лучше ― чуть больше динамики, конфликт посложнее.

К тому же, по Стругацким, во второй части заявлены мертвая фашистская субмарина, полет на бомбовозе и война с танками и ядерными взрывами ― любопытно же посмотреть!

Второй фильм ― «Обитаемый остров: Схватка» ― открывается кратким содержанием предыдущей серии. Напомним: землянин Максим (дебютант Василий Степанов) из светлого будущего гуманных сверхчеловеков попадает на планету Саракш ― в изъеденную ядерной войной тоталитарную цивилизацию. Массовое облучение программирует послушное большинство и вызывает сильные мигрени у несогласного меньшинства, подлежащего изоляции или истреблению. Максим связывается с подпольной оппозицией (Сергей Гармаш, Гоша Куценко), привлекает внимание власть имущих (Федор Бондарчук, Алексей Серебряков) и немножко влюбляется в местную девушку Раду (Юлия Снигирь). В конце первой части Максим похищает брата Рады Гая (Петр Федоров), чтобы перепрограммировать его в критически мыслящего гражданина, и отправляется в неведомые земли в поисках союзников в войне с режимом.

Тут стартует — резко, с криками и рваным монтажом ― вторая часть «Острова», раскрашенная в те же сочно-кислотные цвета. Дальше будут город мутантов в пустыне, война и финальная схватка Максима с главным идеологическим противником — Странником в исполнении Алексея Серебрякова. Всего будет понемножку. Потому что вторая часть — это то, чего, якобы, пытались избежать, выпустив два фильма вместо одного. То есть ― комок (и, увы, — не нервов), быстро и неуправляемо катящийся к развязке. Впрочем, завязку-кульминацию-развязку в этом скомканном лоскутном одеяле можно выделить только по формальным, а не эмоциональным признакам. Сюжетными связками часто пренебрегают ― чтобы не закружилась голова, сюжет определенно стоит знать заранее.

Юлии Снигирь досталась роль практически без реплик, зато волосы развеваются, а кругом бунтуют зверствующие заключенные. Классика кинотрэша
Во втором фильме куда больше экшна, чем в первом, ― но больше всего он понравится любителям наивного рукоделия.

Введение в мир Саракша в первой части симпатичным образом напоминало огромный и неупорядоченный склад реквизита к всепланетно любимым шедеврам (от «Звездных войн» до «Бегущего по лезвию»). Во второй части комковатый боевик лепят так резво, что прорисовка артефактов, видимо, была сочтена ненужной рутиной. Бродить по складу реквизита было интересно, пока его держатели не сочли нужным показать, что имеющееся у них и вправду может стрелять и взрываться. Но сопромат во втором фильме стал совсем мультяшным, причем мультипликация часто даже не трехмерная.

Первый фильм недоброжелатели разбирали по деталям — выискивая противоречия в политическом и техническом устройстве цивилизации Саракша. Во втором раскапывать уже нечего: даже фанатичный любитель ляпов едва ли возьмется искать стратегические ошибки в скринсейвере с танками, который крутится на заднем плане в военной сцене.

Весьма несовершенную компьютерную графику больших сцен — войны, крушения бомбовоза ― «Остров» даже не пытается спрятать за какими-нибудь изобретательными решениями. Зато Василия Степанова на экране стало меньше ― возможно, потому что идеально вписывавшийся в образ непуганого пришельца из рая в первой части красавец-блондин не столь убедительно справляется с озлоблением и перерождением своего героя во второй.

Первая часть, по сути, являлась трейлером ко второй — и выполнила свою функцию: «Схватку» вполне хотелось посмотреть. Трейлеры, как известно, часто оказываются лучше фильмов — в случае с «Обитаемыми островами» это оправдалось, и зритель имеет право почувствовать себя обманутым.

Персонажи, да и порадовавшая всех в первой части политическая сатира, во втором «Острове» оттесняются на задний план…
Если только не даст себе удовольствие насладиться самым приятным аспектом второго «Острова»: с его обилием штампов, неуклюжей, но амбициозной компьютерной графикой и обилием криков «Ыыыы!», это ― отменно смешной фильм.

Финальная схватка по мотивам матриц-эквилибриумов окончательно переводит фильм из легкой весовой категории «нормального боевика» в пародийную категорию потешных боев. Но рождается страшное подозрение: а вдруг то, что казалось самоиронией, ― всерьез? И обыгрывающая самые смешные трэшевые штампы сцена побега декольтированной героини с развевающимися волосами из бунтующей мужской тюрьмы ― тоже всерьез?


Елена Полякова

Фото kinopoisk.ru

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?