А. Арканов: «Многие приходят услышать мат»

Известный сатирик оценил уровень новосибирского юмора и разоблачил Comedy Club

  • Аркадий Арканов всегда высоко ценил интеллектуальный уровень новосибирского юмора
    Аркадий Арканов всегда высоко ценил интеллектуальный уровень новосибирского юмораВсе фотографии

В конце марта региональный конкурс-фестиваль юмора и эстрады, организованный при участии РЖД и призванный открыть новые имена, добрался до Новосибирска. Юмористы, вокалисты, танцевальные коллективы и артисты оригинального жанра продемонстрировали в ДКЖ свои таланты перед московским жюри. Для финала, который пройдет в столице осенью, жюри отобрало 10 коллективов и 15 оригинальных исполнителей (среди них — вокально-хореографический ансамбль «Кашалотик» и автор-исполнитель Александр Церпята). Корреспондент НГС.РЕЛАКС побеседовала с председателем жюри — известным сатириком Аркадием Аркановым.

Справка: Аркадий Михайлович Арканов (родился 7 июня 1933 г. в Киеве) русский писатель-сатирик, драматург, ведущий телевизионных передач. С 1963 по 1967 г. работал внештатным редактором отдела юмора и сатиры в журнале «Юность», где был опубликован его первый рассказ «Желтый песок» (1963). В 1968 г. был принят в члены Союза писателей СССР. В 1979 г. принял участие в альманахе «Метрополь», после чего на несколько лет лишился возможности публиковаться. В 1987 г. в составе жюри судил финальную игру Высшей лиги КВН.

У юмористических жанров в нашем городе своя долгая история. Вы знакомы с творчеством кого-нибудь из новосибирских сатириков?


Я так называемый новосибирский юмор знаю очень хорошо, можно сказать издавна. Еще с того момента, когда в Новосибирске были знаменитые студенческие театры. Я их помню, и я близко был знаком с участниками, с авторами. Это было, как принято сейчас говорить, в середине прошлого века.

И я всегда их очень ценил: интеллектуальный уровень новосибирского юмора всегда был высок. Академгородок был лакомым местом, куда я любил приезжать с гастролями.

Что вы увидели и услышали сегодня? Традиции сохранились?

Есть некоторая тенденция, которая пришла, наверное, с телевидения. Юмор сегодня направлен в сторону линии КВН. Видимо, это такое явление времени, однако я не считаю КВН (каким бы он ни был хорошим) единственным видом юмора который может существовать. Сегодня был один исполнитель, который читал очень смешной, просто по-настоящему очень смешной монолог, совершенно не в стиле КВН. Было очень приятно, и мы это отметили.

Расскажите подробнее о впечатлениях от первого дня фестиваля в Новосибирске…

Хочу сказать, что по сравнению с другими регионами был значительно больший процент выступлений в разговорном жанре. Я сейчас не говорю о качестве, но тенденция к тому, чтобы проявить себя в этом сложнейшем жанре юмора, была. Это первое приятное ощущение. Второе — хочу отметить работу коллективов — оригинально-танцевальных, хореографических. Чисто музыкальных коллективов на этот раз не было. Но оригинальные танцевальные коллективы — очень хорошего уровня. Этим Новосибирск совершенно точно выделяется. В других регионах огромное количество вокалистов, причем вокалистов очень высокого уровня. Здесь безусловно выделяются трое молодых людей из города Новоалтайска. В остальном — уровень вокала выступавших, которые удостоены награды, хороший, но бывает лучше. Это моя точка зрения.

А. Арканов: «Я вообще не считал себя юмористом»
Чувствуете ли вы напор молодых людей на эстраде? Вас называют «старейшиной юмора», нет ли ощущения, что вас пытаются отправить на покой?

В понятие «старейшина» заложено какое-то уважение. Что касается меня лично, то меня не интересует мнение других, я чувствую себя человеком ровно настолько живым, насколько я себя чувствую. И могу доказать на очень простых примерах, что я выдержу любой напор любого нашего современного молодого человека. Потому что напора с точки зрения литературы, в высоком смысле слова, я не испытываю никакого.

По собственному определению, вы больше юморист или писатель?

У меня 17 книг, у меня несколько романов. Я вообще не считал себя юмористом. Я вообще не считаю, что этим нужно профессионально заниматься. Если ты — профессиональный писатель, то прежде всего ты должен уметь писать, выдумывать, философствовать, размышлять. Как ты этого добиваешься: через иронию или через сентиментализм или через лирику — это твое дело.

Вы упомянули «линию КВН»? Что это такое и где она проходит?

Это форма юмора. В силу того, что КВН существует уже много десятков лет и сейчас он превратился в некий бизнес. Тут нельзя закрывать глаза на то, что раньше, когда он только возник, студенты все сочиняли сами, а сегодня команды не пишут сами, прибегают к помощи профессиональных авторов, даже репетируют с ними.

В результате получается такой особый, профессиональный КВНовский юмор. Того, что было принято раньше — мгновенная импровизация, — сейчас, с моей точки зрения, очень мало.

Выступления — четко отрепетированные, заученные, иногда очень хорошие, а иногда не очень. Это особое направление, как и Comedy Club, который в свое время «отскочил» от того же КВНа. А сейчас они тоже отдельное направление, у них есть свои поклонники, даже свои фанаты.

Как вы относитесь в Comedy Club?

На счету писателя — множество рассказов, пьес и 17 отдельно изданных книг
Я к Comedy Club отношусь, как и ко всему, весьма демократично. Они способные, образованные ребята, с интеллектом. Они используют нынешнюю ситуацию грамотно и совершенно цинично: неформальная лексика, так называемое свободное общение в условиях свободы слова сегодня пользуются успехом. Я знаю, что многие приходят на выступления Comedy Club только потому, что они могут услышать мат и сами высказать свое мнение в нецензурных выражениях. И им ничего за это не будет — они получают от этого удовольствие. Я ничего не имею против, но не надо говорить, что это единственный правильный вариант юмора.

Эстрада — это бизнес. Используются ли в этом бизнесе нечестные приемы, например, воруются ли шутки?

Понятия «честный» и «нечестный» — это очень сложные понятия. Воровство на профессиональной эстраде есть, и, разумеется, это не считается приличным. Если кто-то украл чужую шутку и в своем выступлении выдает за свою, даже не сославшись на автора, то это дело его совести. Это — неприлично, но, к сожалению, иногда бывает. Называть фамилии я не буду.

Распространено мнение, что в российском юморе крутятся большие деньги. Так ли это?

Так называемых больших денег вокруг себя я не видел ни в советское время, ни в постсоветское время. Я занимаюсь искусством — будь то юмор или что-то другое, — я вне финансовой стороны. Оставался всегда самим собой и таковым останусь.

Существует ли сейчас на эстраде цензура?

В советское время она существовала. Сейчас официально цензуры нет, но нет и редактуры: никто не следит за тем, чтобы все было грамотно, чисто, красиво, литературно. Нам нужна редактура и главное — саморедактура. Их сегодня нет — и это мое глубочайшее убеждение.


Евгения Ердакова

Фото Веры Сальницкой


читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?