Бодрячок для офисных пацанчиков

Концерт рэппера-гопника Сявы привел в восторг новосибирских метросексуалов

  • Видео
  • Фото
  • 2008-12-16
    Фрагмент песни Сявы «Бах! Бах!» (2,5 Мб)
    Фрагмент песни Сявы «Бах! Бах!» (2,5 Мб)
  • Рифмы у Сявы весьма мастеровитые: «Кинул пацана. По е…у — на!»
    Рифмы у Сявы весьма мастеровитые: «Кинул пацана. По е…у — на!»Все фотографии

После того как рэппер-гопник Сява вылез полгода назад из окошка YouTube, в унылом болоте офисного планктона с новой силой возродилась мода на гопоту. «Бодрячком, пацанчики, бодрячком!» — мелкий дрищ-кривляка с претензией на чисто реального пацана скандирует незамысловатый рэп, харкает, щелкает семки и посылает «петухов» на три буквы. В клипах Сявы сложно усмотреть пародию на гоп-культуру, слишком уж реалистично выглядит персонаж, созданный пермским диджеем Славой Муком. Созерцая YouTub’овского Сяву, ощущаешь желание не столько смеяться, сколько дать ему по физиономии. В многочисленных форумах муссируется тема, «реальный» ли пацан Сява или же — гламурный подонок, который просек модную фишку и переложил «пацанячий базар» на аудиовизуальный язык MTV.

По пути в «Бункер», куда приехал с концертом пермский диджей Слава Мук, корреспондент НГС.РЕЛАКС размышлял о судьбах отечественного гоп-хопа. Популярность «пацанской темы» среди офисной публики вовсе не кажется чем-то необычным. Гопники, бывшие столь заметным явлением в 1990-х годах, с улучшением экономической ситуации в стране переквалифицировались в менеджеров и сейчас, глядя на Сяву, с ласково-иронической ностальгией вспоминают дни своей беспечальной молодости.

Концерт в «Бункере» отложили на час. Гопников, которые до сих пор являются изрядной частью фауны микрорайона Щ, в клубе не оказалось. Основу аудитории составила гламурная метросексуальная молодежь, мальчики с бородками и шарфиками, а также неизменные блондинки, тела которых подрагивали в такт тупого электронного «тунц-тунц». Лишь человек пять-шесть пришли на концерт в «Адидасе», купленном, однако, не на рынке, а в спортивном бутике.

Пиво и джин-тоник уж затуманили глаза публики, когда в полночь на сцену вышел герой. «Ну чо, нах, есть тут реальные пацаны? — Сява ничем не отличался от YouTub’овского персонажа. — Меня деваха одна из Бердска попросила спеть медлячок, нах». И Сява спел медлячок.

Сява и Сержуня поют песню о финансовом кризисе: «Давай халяву, давай за Сяву! Аплодисменты, Сяву — в президенты!»
«Ну, что бодрячком? Га-га, нах. Есть тут реальные пацаны из Академгородка?». «Еээээсть! — заорали пьяные метросексуалы. — И из Кольцово еэээсть». «Кольцово — это п…цово, нах», — пошутил Сява.

Отдавая должное диджею Славе Муку и его команде — декоративному уркагану Сиплому и гитаристу Сержане в спортивной куртяйке (и с весьма дорогой гитарой Gibson Les Paul), — следует сказать, что народ он завел по полной программе. В бункере царил «бодрячок». Однако ощущение того, что Сявин продукт не является настоящим гопником, не покидало ни на секунду. Со сцены пел не пацан с рабочей окраины и не пародия на такого пацана. Это был искусственно смоделированный псевдогопник, суррогат идеологии пацанской романтики.

«Русского пацанчика воспитывают улицы. Маленького мальчика — стрелы, разборки, верные кастеты. Алё, Сиплый, нас мало, их до х…я, где ты? В спортивное одеты обе стороны. Кто-то по любому огребет п…ды. Достали биты, дерзко отвечают. Я — Сява, они плохо меня знают».

Грязная одежда, кепка набекрень, брови домиком и пафосные тирады о трудной жизни пацанов — все это, безусловно, могло бы тронуть, однако в другое время и в другом месте. Сява не имеет никакого отношения ни к панку, ни к скинхедам, ни к какой бы то ни было контркультуре. Это бессмысленный карнавал-фарс, стилистически заимствованный из перестроечных «чернушных фильмов», единственное предназначение которого — подпитка адреналином офисной публики.

Вспоминая о былом, бизнесмены слушали концерт с упоением
И действительно, пацан девяностых (а Сява пришел из этих времен) по прошествии времени утратил свой жуткий ареол и стал героем волшебной сказки. Гопников скрестили с Тарантино, и получился фильм «Бумер».

Их «реальные понятия» скрестили с не всегда отрефлексированными мифологическими сюжетами и архетипами, и получились тексты Владимира «Адольфыча» Нестеренко, а также ЖЖ-сообщество gopota.ru.

Впрочем, сам Сява так не считает. «У нас в российской ментальности уже очень давно существует гоп-стайл, — говорит Слава в одном из интервью. — Это реальная культура, которую невозможно не замечать. Она везде, она повсюду и она всем знакома. Мы взяли и показали, что не только те, кто крутит мордой на Муз-ТВ и MTV, но и нормальные пацаны тоже умеют все делать нормально, четко и бодро. А вообще, на самом деле, идея была такая — правда жизни, которая присутствует, которую видно, которую ты встречаешь ежедневно на улицах. Такая уличная жизнь обычного пацана».


Владимир Иткин
Фото и видео автора


читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?