«День, когда Земля остановилась»: слезы Спилберга

На экраны вышел блокбастер с гигантскими человекоподобными роботами, войной миров и возмущенным Путиным

  • Киану Ривз выглядит идеальным кандидатом на роль загадочного инопланетного гостя
    Киану Ривз выглядит идеальным кандидатом на роль загадочного инопланетного гостяВсе фотографии

На этой неделе самой заметной премьерой стала фантастическая лента «День, когда Земля остановилась». Главные роли в фильме, снятом режиссером Скоттом Дерриксоном («Изгнание дьявола из Эмили Роуз»), с бюджетом, по приблизительным оценкам, около 80–100 млн долларов, сыграли Киану Ривз и Дженнифер Коннелли («Лабиринт», «Игры разума», «Реквием по мечте»). Сам же фильм — римейк одноименной классической черно-белой ленты 1951 года выпуска, входящей в десятку лучших научно-фантастических лент по версии Американского института кинематографии (AFI).

В центре Нью-Йорка приземляется огромная, эффектного вида переливчатая сфера. Из окружающего сферу сияния выделяется человекоподобный, но покрытый толстым слоем слизи посланник иных миров. Насильно приглашенная военными в качестве эксперта космобиолог доктор Хелен Бенсон (Дженнифер Коннелли) доверчиво протягивает к инопланетному гостю руку — а он падает, сраженный пулей нервного снайпера, забрызгав кровью прозрачную защитную маску на лице Коннели… Под скальпелем военного хирурга, рассеянно срезавшего слизистые оболочки, раненый инопланетянин понемногу принимает облик Киану Ривза, представляется «посланником группы цивилизаций» по имени Клаату и приступает к попыткам сообщить нам нечто важное.

В оригинале Клаату требовал отказаться от ядерного оружия, в новой версии землянам грозит уничтожение как биологическому виду, вредному для планеты Земля. Земляне к конструктивному разговору оказываются не готовыми.

Власти США вообще собираются засекретить инопланетянина, спрятать на военной базе и исследовать негуманным образом. Мир тем временем паникует: в нарезке телехроники сообщается о падении фондовых бирж из-за страха перед вторжением инопланетян и эвакуации населения крупных городов. А также о том, что лидеры других стран возмущены тем, что американцы нахально пытаются присвоить себе достояние всего человечества — живого инопланетянина (картинкой к этой новости идут несколько кадров хроники с возмущенным Путиным). Достояние тем временем сбегает и готовит масштабный взрыв спецэффектов в финале фильма…

«День, когда Земля остановилась» ожидаемо выдает красивые спецэффекты…
В старом фильме коллапс земной цивилизации дешево и сердито изображался через отключившиеся на всей планете кофеварки, а мощь инопланетных технологий — через неуклюжего робота, сыгранного актером в резиновом костюме. В новом катастрофа, разумеется, выглядит куда эффектнее. Но, во-первых, самые красивые эпизоды — пожирание грузовика космической саранчой и подъем огромной переливающейся сферы из океанских глубин — уже показали в трейлере.

Во-вторых, зрелищных моментов (просто по количеству и продолжительности) не хватает на превращение «Дня» в полноценный аттракцион нон-стоп — который компенсировал бы затянутость, банальность персонажей и сюжетных ходов, а также застилающую глаза создателям спилберговскую слезинку и их любовь к пафосным клише.

Красивая женщина Дженнифер Коннели выполняет ту же функцию, которую в фильмах 1950-х годов выполняли моложавые домохозяйки в пышных юбках: смотрит по сторонам широко раскрытыми от страха и удивления глазами. Киану Ривз, как всегда, выдает трогательное сочетание непроницаемости и уязвимости. Самым запоминающимся персонажем в итоге оказывается карикатурный министр обороны США в исполнении Кэти Бейтс — гибрид Валентины Матвиенко и Сары Пейлин. Кроме того, в небольшой роли гениального ученого, убеждающего Клаату дать Земле шанс, появляется Джон Клиз («Монти Пайтон») — и несколько минут говорит и делает на экране что-то совершенно незапоминающееся и неинтересное.

Здесь вообще никто не делает ничего особенно интересного — используются сплошь проверенные эмоциональные ходы. Сцены массовой мобилизации войск и команды «Приготовиться! Огонь!» привычно тронут милитаристские струнки в душе зрителя, а большие глаза невинного ребенка (Джейден Смит — сын Уилла Смита) — сентиментальные струнки. Любителям старого кино достается сохранивший ретрооблик гигантский человекоподобный робот, прилетевший вместе с Клаату, а любителям вселенских масштабов пафоса — крошечные фигурки женщины и ребенка, застывшие перед огромным непроницаемым шаром, символизирующим непознанное и неотвратимое…

...но разочаровывает банальностью и затянутостью
В итоге получилось кино из серии «красивое, но глупое», приправленное смыслом, вроде бы актуальным, — но совершенно не трогающим зрителя на эмоциональном уровне.

Авторы классических американских фантастических лент 1950–1960-х годов черпали своих инопланетян прямо из подсознания, приплюснутого страхами холодной войны и ядерной угрозы, — выглядит убедительно до сих пор. Новый Клаату же как будто цитирует победительницу конкурса «Мисс Вселенная», произносящую заученный текст о воздержании от натуральных мехов и экономии туалетной бумаги.


Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru



читайте также




  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?