«Мы ничем не обязаны зрителям»

Бесплатный уличный театр у «Победы» собирает толпы любопытных

  • Чтобы Пушкин стал узнаваемым, достаточно африканского парика
    Чтобы Пушкин стал узнаваемым, достаточно африканского парикаВсе фотографии

Все-таки Новосибирск — город суровый и по климату и по внешнему оформлению, — потому жизнь здесь обычно протекает где-то под крышей. Только летом город немножко оживает, и любить его не потому, что так положено (иначе — непатриотично!), а просто любить — становится легче. Особенно если повезет набрести на его уличную жизнь: людей танцующих, играющих, валяющих дурака прямо на глазах у прохожих. Таких у нас немного, но они есть: например, по вечерам в субботу у кинотеатра «Победа» проходят перфомансы уличного театра.

Перфомансы по субботам у «Победы» — результат сотрудничества уличного театра «МиМО» и «Первого театра». Мы говорим «МиМО» — подразумеваем клоуна-мима Андрея Кислицина (выпускник театрального училища, которого регулярно можно видеть в различных авторских программах в кабаре-кафе «Бродячая собака»). «МиМО» впервые появился в 2005 году, провел несколько перфомансов и на некоторое время ушел в спячку после того, как его основатель уехал работать в канадском цирковом шоу. Теперь «МиМО» вернулся, как говорит господин Кислицин, надолго и пропадать больше не собирается.

Ну, а «Первый театр» — недавно созданная творческая площадка для выпускников театрального института. «У создания театра много подоплек: и то, что у нас много талантливых выпускников, которых нужно задействовать, и то, что городу нужен новый театр», — говорит главный режиссер «Первого» (а также режиссер и актер ГДТ) Павел Южаков. Осенью «Первый театр» планирует показывать более серьезные спектакли в малом зале ДК Октябрьской революции.

А пока несколько участников «Первого театра» (а также примкнувшие к ним студенты театрального института) пробуют себя в перфомансах у «Победы». «Не надо относиться к этому серьезно и критически, — говорит Павел Южаков. — Это просто что-то вроде праздника».

По словам Андрея Кислицина, спектакли для уличных выступлений команда пишет и режиссирует вместе («я просто курирую») — на придумывание уходит день, еще два дня — на репетиции. «Импровизации в наших перфомансах очень много, — продолжает Андрей. — Есть только общий рисунок спектакля, внутри которого мы импровизируем».

Первый уличный спектакль у «Победы» прошел в день, когда странностей, новых людей и явлений в городе и так хватало с избытком — в день затмения. Затем было еще несколько перфомансов (и они будут проходить, пока не станет совсем холодно), а количество зрителей потихоньку увеличивалось.

Лето, вечер субботы, жизнь прекрасна и хочется истории с хэппи-эндом. И дуэль Пушкина им на этот раз заканчивается
Корреспонденты НГС.РЕЛАКС присутствовали на спектакле, воспроизводящем дуэль Пушкина и Дантеса, в прошлую субботу — и публике уже явно не хватало места на ступеньках «Победы». Сама публика при этом подобралась на редкость симпатичная. И атмосфера была совершенно «не новосибирская» — скорее европейская или южная.

Точно никак не меньше сотни расслабленных людей, весело реагирующих на дуракаваляние и чувствующих себя привольно: кто-то сидит на прогретой солнцем тротуарной плитке, что не очень-то принято в наших суровых широтах, кто-то из девушек сбрасывает туфли на шпильках, чтобы отстоять получасовое зрелище…

На отгороженном красной лентой крыльце «Победы» установлена простенькая декорация, лестницы, на которых стоят двое в цилиндрах, и адская машина, извергающая дым. Внизу, как это было у них принято, ссорятся из-за Натальи Николаевны, разгуливающей в роскошном цыганском платье, Пушкин в черном парике (Андрей Кислицин) и Дантес (Виталий Гудков). Их противостояние строится на обыгрывании намертво въевшихся в подсознание любого зрителя (и безнадежно слипшихся в комок к моменту получения аттестата) штампов из школьной программы по литературе.

«Родила царица в ночь, не то сына, не то дочь… тебя!»
«Твой дядя самых честных грабил!»
(из перепалки Пушкина и Дантеса)


Но на дворе Олимпиада, и двое в цилиндрах из театральных резонеров превращаются в спортивных комментаторов, наблюдающих за состязаниями Пушкина и Дантеса (в видах спорта вроде «перетягивания крестьянина» или «метания стихами в крестьянина»). Воспоминания об уроках литературы переплетаются с воспоминаниями об игре «в резиночку» на переменах — и вот Пушкин и Дантес, перед тем как обменяться выстрелами, отсчитывают шаги: «два лилипутских, один верблюжий…».

«Дантес, неспортивное поведение! Пушкин — 6:0!»

В качестве спецэффектов — дым и очень громкие выстрелы из дуэльных пистолетов
После того как дуэль все-таки состоялась (и Пушкин благородно добил Дантеса несколькими контрольными выстрелами) двое в цилиндрах выводят мораль — напоминают детям о том, как важно учить литературу в школе, сбиваясь на выкрики: «И «сменку», «сменку» носите!».

«Я много читаю в интернете на эту тему, а недавно съездил в Москву на фестиваль уличных театров, — рассказывает Андрей Кислицин. — Может быть, поэтому то, что получилось и выглядит необычным для Новосибирска, и сделано по немножко диким для нас правилам: во-первых, не брать денег за уличные представления, во-вторых, добавлять всякие эффекты. Не брать денег — это принципиальный момент. Существуют спектакли, которые требуют затрат, и за них честно берут деньги. А перфомансы — это нечто другое: мы ничем не обязаны зрителям, они ничем не обязаны нам — это такое творческое хулиганство. В Европе профессионалы за уличные спектакли денег не берут — там это оплачивается государством».

Впрочем, некоторые зрители явно ищут глазами шляпу у ног Пушкина, а не найдя — бросают деньги в ящик, предназначенный для отзывов о спектакле.


Елена Полякова
Фото Алены Балгеймер



читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?