«Темный рыцарь»: кровавый беспредел

Новый фильм о Бэтмене свел с ума критиков и зрителей, убив у них на глазах любимую сказку

  • Джокер дает представление о том, что еще мог бы сделать Хит Леджер, если бы у него еще было будущее
    Джокер дает представление о том, что еще мог бы сделать Хит Леджер, если бы у него еще было будущееВсе фотографии

«Темный рыцарь» (с бюджетом 185 миллионов долларов), второй фильм режиссера Кристофера Нолана («Помни», «Престиж») о Бэтмене, выходит в России с некоторым опозданием и тащит за собой шлейф дикой шумихи на родине — жирные кассовые сборы, восхищенные рецензии. Восторженная толпа подхватила нового Бэтмена и усадила его на вершину топа-250 лучших фильмов imdb.com (сейчас он, впрочем, уже опустился на третье место).

Кристофер Нолан уже в первом фильме полностью сменил тон бэтменианы — его предшественники Тим Бертон и Джоэл Шумахер строили игрушечный готический город и запускали в него персонажей кукольного театра (Бертон умел оживлять щелкунчиков, Шумахер — не очень). Нолан же уже в «Бэтмене: начало» обратился к реалистичности и мрачному тону и сделал мощное кино для взрослых.

Ну а «Темный рыцарь», как вы уже догадались, реалистичнее, мрачнее и мощнее во всех смыслах слова.

Если в «Бэтмене: начало» Готэм-Сити еще имел приметы готической фантазии, то в «Темном рыцаре» он окончательно превратился в земной безликий мегаполис. Страх и ненависть Готэм-Сити остались без фантастических декораций и оттого стали достовернее.

Наследный принц Готэм-Сити, Брюс Уэйн (Кристиан Бейл), миллионер и плейбой, срывающий гастроли русского балета, затащив к себе на яхту разом всех (чересчур фигуристых для балета в любом случае) танцовщиц, по-прежнему переодевается по ночам в Бэтмена. Но собирается уйти в отставку, когда в городе появится человек, который может противостоять организованной преступности, не пряча лицо за маской и не выходя за рамки закона. Таковым становится окружной прокурор Харви Дент (Аарон Экхарт), идеальный герой белого дня (со столь же белоснежной улыбкой для обложек газет). Уэйна даже не смущает тот факт, что между процессами Дент находит время, чтобы крутить роман с главной девушкой жизни Бэтмена Рейчел.

В роли подруги Бэтмена Мэгги Джилленхал сменила пресную и скучную Кэти Холмс из «Начала» — и подруга немного ожила, хотя в этом стопроцентно мужском кино девушка по-прежнему нужна только как флажок, который нужно успеть схватить во время спасательной операции.

В группе поддержки Бэтмена остались Морган Фример (в роли разработчика гаджетов и президента принадлежащей Уэйну корпорации), Майкл Кейн (безупречный дворецкий, замещающий фигуру отца) и Гэри Олдмен (хороший коп).

«Темный рыцарь» при всей его зрелищности отходит от традиции превращать экранизации комиксов в нагромождение сумасшедших спецэффектов
Хорошие копы и честные прокуроры против мафии Готэм-Сити — этот расклад сил разлетается вдребезги осколками битого стекла и кусками покореженных машин, когда в город приходит безумный клоун Джокер. Для «Темного рыцаря» Джокер стал собственной большой легендой на все времена еще до премьеры (фильм стал последней законченной работой Хита Леджера, умершего этой зимой от передозировки препаратов, а по домыслам прессы — еще и потому что заигрался в Джокера). Впрочем, еще при жизни Хита попавшие на съемочную площадку «Рыцаря» журналисты телеграфировали, что его Джокер — это нечто.

И (без всяких поправок на трагические закадровые события) Джокер — это действительно нечто, в рамки стандартного комиксового злодея не умещающееся.

Скрытому под жирным гримом, который специально не поправляли в течение дня, чтобы создать образ неряшливый и безумный, Джокеру может быть двадцать пять лет, а может быть — шестьдесят. Когда горбящийся, причмокивающий губами Джокер, больше всего похожий на похороненную еще в 1970-е, но восставшую из могилы бесноватую рок-звезду, в очередной раз приникает к камере, кажется, прямо-таки ощущаешь его запах — и морщишься.

Кристофер Нолан в одном из интервью сравнил Джокера в «Темном рыцаре» с акулой в «Челюстях» — монстром, который приходит из ниоткуда и за которым тянется кровавый беспредел. Сам Леджер говорил, что режиссер дал ему полную свободу в трактовке образа Джокера — в пластике, мимике, интонациях.

От зрелищных моментов — погонь и взрывов — захватывает дух, но они выглядят непривычно (для всех последних блокбастеров) реалистично и сдержанно. К тому же «Темный рыцарь» не боится надолго превращаться в разговорное кино (чего уж тут бояться, когда говорит Джокер?) — но при этом туго натянут и не провисает ни на минуту.

В итоге получается никоим образом не комикс, а film noir о коррупции (и в госорганах, и в нравственных убеждениях главного героя), чисто по-нуаровски безысходное кино о непоправимости и необратимости.

«То, что тебя не убивает, делает тебя... страннее» (Джокер)

Аарон Экхарт в роли Харви Дента — будущего героя и иконы Готэм-Сити
Корреспонденту НГС.РЕЛАКС показалось, что при всем его великолепии «Темный рыцарь» не так бездонно глубок, как сообщают некоторые восхищенные зрители, — все-таки это фильм не о характерах и личностях, а об идеологических схемах. Брюс Уэйн, которому авторы сценария Кристофер Нолан и брат его Джонатан, дали невероятно проработанный для кинокомикса характер в «Бэтмене: начало», в новом фильме слегка окуклился — особенно на фоне Джокера. Идеальный слуга государства Харви Дент — персонаж абсолютно комиксовый. А Джокер — не характер, а бешеная стихия, иррациональная дыра.

И неоднозначность «Темного рыцаря» определяется не гранями личностей персонажей, а лежащей на поверхности неоднозначной и актуальной темой: терроризм и борьба с ним. Джокер, как и террористы-камикадзе, страшен тем, что ему самому не страшно ничто: ему нечего предложить, его нечем напугать. Ну а главный вопрос, соответственно: можно ли хорошим парням играть не по правилам, когда речь идет о террористической угрозе? А как насчет гражданских прав, не устарели ли они случайно? Вся эта политическая линия в «Темном рыцаре» получилась несколько схематичной и механической.

С другой стороны, эту схематичность компенсирует хаос, который несет Леджер-Джокер и мощная энергетика самого фильма. Да и спрос с фильма определенно не как с «просто аттракциона». Несмотря на всякие бэтмобили «Темный рыцарь» — вдохновенное взрослое большое — во всех смыслах слова — кино. Что-то вроде «Зодиака» с феерическими спецэффектами.

PS. Русский дубляж, как всегда, наводит на мысль, что у нас украли что-то очень дорогое.

Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru


читайте также




  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?