«Новосибирск — не безнадежный город»

Кинотеатр «Победа» нащупывает свою аудиторию показом некоммерческих фильмов

До последнего времени ситуация с показом кино на большом экране в Новосибирске была какая-то однобокая. Новые зарубежные и отечественные блокбастеры доходили до зрителя чуть ли не в первый день мировой премьеры, а интересное некоммерческое кино в лучшем случае представляли широкой публике только в кинозалах Москвы и Санкт-Петербурга. Все, что попадало под марки «авторское кино», «арт-хаус», «другое кино», любители выискивали либо в локальных сетях интернета, либо на видеокассетах и дисках. Время от времени в кинотеатре «Победа» баловали искушенных киноманов отдельными премьерами или небольшими фестивалями современного кино разных стран. Ситуация изменилась буквально на днях, когда «Победа» объявила о начале регулярного показа нового некоммерческого кино в одном из своих залов. Подробностями с корреспондентом НГС.РЕЛАКС поделилась побывавшая этим летом на кинофестивале «Кинотавр» менеджер арт-проектов кинотеатра «Победа» Ольга Шепелева.

Зачем «Победа» решилась проводить регулярные показы некоммерческого кино? Это же, наверное, невыгодно с коммерческой точки зрения?

Изначально, когда «Победа» строилась, было понятно, что этот кинотеатр должен отличаться от других. И так как мы заявили себя с самого начала как культурный центр, то и задача была вернуть «Победе» то самое значение, тот самый имидж, которые были и раньше — до 90-х годов. И раньше здесь происходили знаковые премьеры, приезжали артисты, стояли очереди за билетами… Стартовать только обычным коммерческим репертуаром было бы не очень правильно. И в самом начале мы открылись именно таким кино — фестивальными французскими фильмами. На третий день после открытия «Победы» приехали французские режиссеры и звезды, Кароль Буке, например. Со временем мы поняли, что нам необходима своя аудитория, но это не значит, что мы будем отказываться от коммерческого кино.

То есть интерес к такому кино — авторскому, некоммерческому, арт-хаусу — в Новосибирске есть?

Да, и это мы заметили. Пока у нас был опыт организации только фестивалей — немецкое, французское, корейское, японское кино, такие разовые мероприятия, как премьера Звягинцева, «прямой мост» со Станиславом Говорухиным, приезд Аллы Суриковой… С каждый разом прирост аудитории был все больше и больше. Мы это наблюдали. Новосибирск — не безнадежный в этом плане город, хотя, конечно, его нельзя сравнивать с Санкт-Петербургом или Москвой. Там людей, которых интересует такое кино, — больше. Залог успеха таких фильмов — регулярное общение со зрителем. Именно поэтому мы решили создать отдельную программу с анонсом фильмов на несколько месяцев вперед.

Кем и как производится отбор фильмов в эту программу?

Это фильмы, которые уже отмечены авторитетным жюри различных фестивалей. Мы советуемся, конечно, и с коллегами в других городах, которые работают с таким репертуаром, с экспертами. Это, прежде всего, новые фильмы, вышедшие в текущем году. Есть, конечно, и с прошлого года, но они не демонстрировались на широком экране в России. Исключения — ретроспективы, но их мы выделяем в отдельную программу. Мы берем фильмы с Канн, Венеции, «Кинотавра», Московского кинофестиваля — те, что уже знакомы зрителю. Будет отдельная подборка фильмов американских независимых режиссеров — как отдельный проект. Пока мы, конечно, не рискуем брать «жесткие» арт-хаусные фильмы.

На твой личный взгляд, что особо интересно из новых фильмов?

Менеджер арт-проектов кинотеатра «Победа» Ольга Шепелева
Лично мне кажутся интересными фильмы российских режиссеров, которые были представлены на «Кинотавре». Например, фильм Юрия Грымова «Чужие». Он планируется в ноябре, может, и Юрий долетит до нас. Тема фильма очень актуальная — пересечение культур, тема человека в современном обществе, его истинные моральные качества и сделка с обществом, в котором он существует. Когда цивилизованный человек помещен в экстремальные условия, он далеко не так высокоморален, как о себе думает. Дело происходит в какой-то африканской стране, идет военный конфликт, в котором участвуют миротворческие силы — русские, американцы… Правда, этот фильм выйдет в широкий прокат.

Из зарубежных я могла бы выделить «Забавные игры» шведского режиссера Михаэля Ханеке. Этот фильм вышел в 1997 году первый раз, он был одним из самых скандальных и неприятных фильмов, потому что он о природе насилия. И тут режиссер играет со зрителем — предлагает в течение фильма быть соучастником, но не на стороне жертвы, а на стороне тех, кто причиняет насилие. Возможно, этот фильм многие смотрели — два гламурных подонка врываются в жизнь обычной семьи. И беспричинно начинают убивать. Насилие ради насилия… Фильм очень некомфортный для просмотра. Но мы решили его взять — в новой версии, авторский покадровый римейк, снятый уже в Голливуде.

Как ты съездила на фестиваль «Кинотавр», который проходил в июне?

Для меня это был такой любопытный нырок в тот самый кинобизнес, который сейчас существует. «Кинотавр» — не только фестиваль, это — собрание того, что сейчас производится в России, какие темы, какие участники, какие режиссеры и т.п. сейчас существуют в современной российской киноиндустрии. Там были представлены очень разные фильмы. Победителем «Кинотавра» стал фильм «Шультес» Бакура Бакурадзе. Но этот фильм пока еще не имеет смысл показывать на широкую публику. Смотреть его сложно. Надо прийти и смотреть его специально.

Любопытный фильм был Кирилла Серебренникова «Юрьев день». Неоднозначный, непростой… Хороший фильм «Плюс один» Оксаны Бычковой, она сняла «Питер FM». Абсолютно такая же по легкости и настроению история — фильм-настроение. Но уже не Питер, а Москва. Приз за лучшую мужскую роль получил английский актер Джетро Скиннер, который в этом фильме играет кукольника. Надеемся, что Оксана и Джетро смогут посетить наш город и представить фильм.

Как себя вели себя известные персоны на «Кинотавре»? Все же это Сочи, море… Все соответствовали своему имиджу?

Да, атмосфера там очень демократичная. Все позволяли себе ходить в пляжных нарядах, легких сарафанчиках, тапочках. Конечно, кроме выхода на дорожку, где был определенный дресс-код. И только Федор Бондарчук остался верен своему амплуа. Он всегда остается публичным человеком, даже в белых летних шортах он выглядел пижонски, работает на камеру.

Были какие-то яркие, необычные открытия на этом кинофестивале?

В голливудском ремейке на одноименный фильм шведского режиссера «Забавные игры» молодые подонки совершают насилие ради насилия
Режиссерских дебютов было много. Например, фильм «Новая земля» с Константином Лавроненко в главной роли (он снимался у Звягинцева). Но этот фильм изначально снимался для широкого проката. А режиссер — Александр Мельник, это его дебют. Это — хорошая брутальная мужская история. Сюжет, правда, не нов — некая антиутопия о том, что на земле не осталось больше места, где держать заключенных, и всех заключенных ссылают в некий интернациональный лагерь. И там идет жестокая, кровавая борьба за существование…

Сергей Мокрицкий, тоже дебютант, раньше работал оператором, снял трогательный фильм «Четыре возраста любви». Это — четыре новеллы, снятые в лучших традициях советского кинематографа. Одну из неожиданных ролей там играет Лия Ахеджакова, которая не сразу согласилась участвовать в этом фильме.

Как вы будете продвигать свои кинопрограммы? Есть какие-то договоренности на приезд режиссеров, актеров?

Мы запланировали ряд киновстреч. Пока из ближайших возможных вариантов, я надеюсь, приедут Оксана Бычкова с Джетро Скиннером. Может быть, доедет Кирилл Серебренников. Во всяком случае, он призадумался, когда мы его пригласили: «Ммм… Новосибирск? Интересно… Интересно…». Надеемся, что Юрий Грымов представит свой фильм. Идут переговоры с продюсерами фильма «Новая земля». Надеемся, что можно будет привезти Константина Лавроненко.

А в чем интерес режиссеров и актеров, многие из которых — довольно известные, посещать с такими творческими встречами Новосибирск?

У всех своя мотивация. Кому-то важно раскрутить фильм не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах. И этот механизм работает. Конечно, мы не говорим сейчас про блокбастеры. А кому-то, например Алексею Учителю, просто интересно. На самом деле проще и реальней осуществить самую безумную идею по приглашению каких-то иностранных звезд с презентацией своего фильма. У них своя внутренняя мотивация — любопытно. Им любопытна Сибирь с точки зрения экзотики. Мол, а почему бы нет?


Илья Калинин
Фото Алены Балгеймер



читайте также




  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?