«Хеллбой-2»: ретросексуал с рогами

На экраны вышел перевыполняющий план по количеству монстров комикс от режиссера «Лабиринта фавна»

Для корреспондента НГС.РЕЛАКС «Хеллбой-2: Золотая армия» был одним из самых ожидаемых и волнующих поп-корновых релизов года. Во-первых, первый «Хеллбой», комикс о краснокожем рогатом и хвостатом демоне, работающем на ФБР, был хорош. Во-вторых, от здоровенного мексиканского дядьки Гильермо Дель Торо неизбежно ждешь невероятных визуальных чудес, вытянутых как живая и шевелящая щупальцами репка откуда-то из глубин подсознания (и он не подводит, и не подвел на этот раз).

Гильермо Дель Торо — еще один (вроде Тима Бертона) большой ребенок кинематографа, помнящий о том, что детство — это не только воздушные шарики, но еще и ночные страхи перед существами, вера в которых довела бы взрослого до инфаркта, и странный интерес, который вызывает лежащая кверху лапками дохлая птица... Дель Торо не просто помешан на диковинных механизмах, громадных насекомых и невероятных с точки зрения анатомии монстрах — в другом, паранормальном мире он бы наверняка получил по каждой из этих наук докторскую степень. Диссертация Гильермо по чудовищным свойствам живых и неживых организмов уже включает (кроме первого «Хеллбоя») две ранних ленты «Хронос» и «Мутанты», «Блейда-2» и два шедевра о детских ночных кошмарах наяву — «Хребет дьявола» и продолжающий его «Лабиринт фавна». Именно с «Лабиринтом» (страшной сказкой о зачарованной Алисе, у которой по одну сторону зеркала — испанский фашизм, а по другую — мир, в котором существа с глазами на ладонях едят детей заживо) Дель Торо и ассоциируется в первую очередь.

Видимо, скоро первая ассоциация сменится другой — даже не верится в такое счастье, но Гильермо (под продюсерством Питера Джексона) сейчас взялся за толкиеновского «Хоббита»...

О происхождении Хеллбоя (Рон Перлман) известно еще со времен первого фильма, который вышел в 2004 году. Хеллбой пришел в наш мир после того, как нацисты-оккультисты — не без помощи бессмертного русского шамана Распутина — открыли портал в иное измерение. Доблестные американские военные успели вовремя пресечь безобразие, но через дыру между мирами успел проползти жалобно лепечущий рогатый и хвостатый ребенок-чертенок. Чертенка приманили шоколадкой, сделали сыном полка и назвали «Адским Парнем». К нашему времени весьма возмужавший за шестьдесят лет демон, регулярно подпиливающий под корень рога, устроился на работу в Бюро паранормальных исследований и обороны — засекреченный отдел ФБР. Со всей этой трэшево-конспирологической дичью первый «Хеллбой» обходился одновременно иронично и любовно.

Второй «Хеллбой» стилизован под мифологию иного уровня: сюжет рождается из сказки, которую демону-подростку под Рождество читал усыновивший его доктор. Речь в сказочке идет о незапамятных временах, когда человечество воевало с миром эльфов, троллей и прочих мифических чудищ. Чтобы одержать верх над людьми, король эльфов создал непобедимую Золотую Армию, — полчища огромных несокрушимых големов из драгоценного металла. На практике Золотая Армия оказалась столь чудовищным оружием, что король эльфов и король людей сыграли Хрущева и Кеннеди — предпочли договориться.

Но Золотая Армия по-прежнему может выйти из подземелья — и предотвратить это должны Хеллбой и его сотрудники по Бюро паранормальных явлений, знакомые еще с прошлого фильма. Это, во-первых, девушка Лиз (выглядит как Сельма Блэр), с которой нашего демона связывает служебный роман, перешедший в стадию «быт заел». Во-вторых, умеющий читать чужие эмоции Эйб (выглядит как помесь Ихтиандра и инопланетного гостя, в исполнении, кстати, того же Дуга Джонса, который изображал фавна и существо с глазами на ладонях из «Лабиринта фавна»).

Хеллбою предстоит в очередной раз усомниться, на своей ли стороне он играет и прилично ли монстру истреблять других монстров ради службы людям (а начальство ему даже перед папарацци позировать запрещает!). Во втором фильме у Хеллбоя вообще много возможностей для развития характера, но он ими не пользуется, — а Дель Торо-режиссер побеждает Дель Торо-сценариста.

«Хеллбой-2» — это, прежде всего, феерическая пьянка для визуалов, по-восточному яркий и броский базар больших и малых невероятных существ. Здесь есть твари без глаз и твари с глазами там, где их в принципе быть не может. Огромные стаи зубных фей (называются так потому, что первым делом выгрызают у жертвы зубы). «Я не его ребенок, — говорит присосавшийся к груди тролля большеголовый младенец. — Я его опухоль». А представляете, каково оказаться внутри гигантских часов на исправном ходу? Посмотрите на схватку Хеллбоя с врагом внутри огромного механизма с крутящимися шестеренками. И так далее.

Впрочем, липкого ужаса «Лабиринта фавна» и «Хребта дьявола» в «Хеллбое» нет — это именно комикс, с детским восторгом рисующий удивительных уродов и с не меньшей радостью взрывающий их, как спелые помидоры.

На фоне всего этого великолепия и разнообразия немножко теряется сам Хеллбой. Впрочем, на его обаянии по-прежнему держится очень многое. Дело в том, что Хеллбой — как будто последний герой боевиков времен нашего детства — с видеокассет в потрепанных и заклеенных скотчем коробочках, с гундосым переводом. Судите сами: он крут в ныне устаревшем смысле этого слова — гора мускулов, увенчанная каменным кулаком. Он смолит сигару за сигарой, хлещет пиво и энергетические напитки. Когда мужские и женские глянцевые журналы кряхтели и щебетали на тему «Метросексуалов сменяют ретросексуалы, потому что все соскучились по нормальным пацанам», — они имели в виду именно Хеллбоя.

Впрочем, можно подвести и конспирологическую базу. Как раз накануне просмотра корреспондент НГС.РЕЛАКС наткнулась на забавную таблицу в блоге журнала Vanity Fair, как дважды два доказывающую, что Хеллбой и Арнольд Шварценеггер — разлученные в детстве близнецы («Принесен в мир нацистами» — ответ «Да» в обоих случаях; «Работает на американское правительство?» — ответ «Да» в обоих случаях; «Неестественный цвет кожи?» — ответ «Да», один красный, другой оранжевый).


Елена Полякова
Фото www.kinopoisk.ru


читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?