«Спиди-гонщик»: забракованная «Матрица»

Создатели культовой трилогии впаривают маленькому зрителю тяжелый галлюциногенный наркотик

  • Эмиль Хирш окончательно превратился в глянцевую картинку — живой человек в мире «Спиди-гонщика» не выжил бы.
    Эмиль Хирш окончательно превратился в глянцевую картинку — живой человек в мире «Спиди-гонщика» не выжил бы.Все фотографии

На экраны выходит новый проект братьев Вачовски, придумавших «Матрицу». Бюджет в 120 млн долларов позволяет забить немаленький (больше двух часов) хронометраж фильма кувыркающимися, летающими и сталкивающимися футуристичными автомобилями, гоняющими по сумасшедшей Вселенной, целиком выкрашенной в кислотные цвета. Оставьте законы физики и прочие правила школьным учителям и работникам ГИБДД — в «Спиди-гонщике» они не работают.

Гонки с детства были у Спиди (Эмиль Хирш — «Соседка», «Альфа дог») в крови. А также в мышцах и сухожилиях, судя по рефлекторным подрагиваниям правой ноги, которой Спиди все школьные годы жал под партой воображаемую педаль газа. Все дело в том, что Спиди происходил из семейства, у которого даже фамилия была правильная — Рейсеры. Папа Спиди (Джон Гудман) собирал автомобили в частной мастерской, старший брат Рекс (Мэттью Фокс из «Остаться в живых») был крутейшим гонщиком в округе, ну а мама (Сьюзан Сарандон) была просто понимающая, вовремя кормила ужином и не ворчала.

Семейный портрет также включает парочку прожорливых вредителей — младшего брата-толстячка Спрайтла и его лучшего друга обезьяну-комедианта Чи-Чи, а также Трикси — подружку Спиди (Кристина Риччи). Вначале семейка Рейсер потеряет старшего сына — Рекс испортит себе репутацию, а потом погибнет на трассе. Его место под восхищенный рев трибун займет Спиди. Но его успех привлечет к семейному делу Рейсеров внимание монструозной корпорации, которая хочет поглотить независимый бизнес и подчинить себе Спиди...

«Спиди-гонщик» — это римейк японского аниме-сериала, придуманного в 1960-е годы. Сериал рисовали с трепетной любовью к эстетике американской массовой культуры и оглядкой на американского зрителя. И не промахнулись — в США сериал имел успех. Считается (но с мифологизирующими все вокруг себя в радиусе ста километров братьями, конечно, нельзя знать точно), что успех он имел и у маленьких Вачовски. Для показа на американском телевидении японское имя героя заменили на понятное Speed Racer. Ну а при переводе на русский для местного показа на постперестроечном телевидении «Спида» ласково назвали «Спиди». Попытки снять киноверсию предпринимались с 1992 года. На главную роль изначально предполагался юный Джонни Депп, среди кандидатур на место режиссера позже были замечены Ганс Ван Сэнт и Альфонсо Куарон, а среди возможных сценаристов — Джей Джей Абрамс. В итоге за проект взялись Ларри и Энди Вачовски, на помощь позвали Джона Гэта, который занимался визуальными эффектами и в «Матрице».

Природа в «Спиди-гонщике» — от ледяных туннелей до багровой луны на полнеба — выглядит как продукт полимерных технологий.
В результате получилось кино для маньяков-визуалов — «Спиди-гонщик» мигает и слепит глаза, как взбесившийся игральный автомат, и требует крепких зрительных нервов.

Стилистика 1960-х — поп-арт, психоделические узоры, страсть к восторженному ретрофутуризму в изображении техники (начиная от автомобилей и заканчивая корпоративным миром будущего) — в «Спиди-гонщике» доведена до логического предела. Больше всего «Спиди» похож на безумно дорогой видео-арт, который ставит над публикой эксперименты, — дает зрителю все, что он (как считается) хочет, в десятикратном размере.

Хочется сладкого? Вачовски выливают на зрителя океан расплавленных конфеток «Скиттлз», раскрашивая ленту в доведенные до щиплющей глаза концентрации «химические» цвета. Хочется глянца и изобилия — Вачовски создают сумасшедший, визуально избыточный до головокружения пластмассовый мир, огромный супермаркет диких поп-артовских фантазий (вроде галлюциногенного неба в алмазах, по которому в розовом вертолете летает Кристина Риччи). Хочется скорости и спецэффектов? Машины разгоняются так, что расплываются в радужную полосу, рассекающую экран, рассмотреть сияющие болиды можно только тогда, когда они, подпрыгнув, замирают в воздухе. Таких гонок на экране действительно еще не было.

Чтобы выжить в мире, в котором из машин на трассе выдвигаются циркулярные пилы, падение с обрыва — дело обычное, а гонщики швыряются друг в друга осиными ульями,... нужно самому стать мультяшкой. И Вачовски превращают живых актеров в рисованных персонажей с ограниченной мимикой и широко раскрытыми глазами, леденцовых человечков, плавающих в сладкой газировке столь же мультяшной истории про хорошего гонщика и плохих богатых парней.

Кристина Риччи в роли мультяшки по имени Трикси.
В США «Спиди» не собрал ожидаемую кассу и получил преимущественно негативные рецензии. Ругать «Спиди», впрочем, можно только по личным причинам (например, глаза устали или к концу сеанса по всему телу пошла аллергическая сыпь от передозировки искусственных красителей и ароматизаторов).

При том ясно, что в своем роде «Спиди» совершенен. И не менее ясно, что понравится этот кислотный трип далеко не всем. Единственное объяснение всего произошедшего, которое приходит на ум, когда в зале зажигается свет: мир «Спиди-гонщика» — это одна из альтернативных версий Матрицы, которая не прошла тесты и была забракована, потому что люди-батарейки, к ней подключенные, перегорели и взорвались. То есть штука забористая, а понравится ли вам на протяжении двух часов закачивать себе через глаза в онемевший мозг яркие картинки — тут уже не предскажешь точно. Но некоторые и не такое проделывают ради новых ощущений.


Елена Полякова

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?