«Хроники Нарнии»: бескровная резня

Мыши, фавны и прочие звери в фильме «Принц Каспиан» стремятся дорасти до «Властелина колец»

На экраны (поскорее, пока дети-актеры не выросли и не засветились в сомнительных компаниях и нарядах в светской хронике!) вышел второй фильм «Хроник Нарнии» — «Принц Каспиан». Режиссером и соавтором сценария «Принца» стал Эндрю Адамсон (он же снимал предыдущий фильм серии «Лев, колдунья и платяной шкаф» и вообще сделал двух первых «Шреков»). Знакомые по первым «Хроникам» Питер, Люси, Эдмунд и Сьюзен Певенси, в гостях у сказки ставшие героями и коронованными особами, вернулись в Лондон времен Второй мировой войны. Для них со времен событий предыдущего фильма прошел год — в Нарнии же минуло почти полторы тысячи лет, и все изменилось до неузнаваемости.

В Нарнию пришли захватчики-тельмарины — смуглые и черноволосые люди, воины в кирасах, в облике которых чувствуется вдохновение, почерпнутое то ли из Испании, то ли из Италии времен Позднего Средневековья. От их тяжелой поступи магия Нарнии ускользнула в подполье. Звери одичали, деревья «так глубоко ушли в себя, что перестали разговаривать». И уже тысячу лет нет вестей от бога — лев Аслан покинул нарнийцев и не дает о себе знать. Гномы, кентавры, минотавры и другие коренные обитатели прячутся в лесных дебрях. Люди давно объявили их героями детских побасенок, но все-таки предпочитают не заходить глубоко в чащу.

Именно в запретных лесах пытается скрыться наследник престола принц Каспиан — после того как его дядя Мираз захватил власть, а к племяннику подослал убийц. На прощание наставник принца-изгнанника дарит ему рог, согласно легенде, принадлежавший королеве Люси, одной из тех, кто спас страну в незапамятные времена. Почти настигнутый преследователями, принц трубит в рог. И вмиг по зову рога в Нарнию возвращаются древние короли и королевы, которые только что по дороге в школу маялись в ожидании поезда на станции лондонского метро, обклеенного призывами к гражданской обороне. После первых восторгов герои обнаруживают, что их королевство лежит в руинах — и им остается только присоединиться к партизанской войне, которую мохнатые и копытные лесные обитатели вместе с Каспианом объявят проклятым оккупантам...

Изменилась не только Нарния, но и сам дух киноэпопеи. Эндрю Адамсон впрыснул в «Принца» дозу экшна, значительно превышающую прописанную в литературной основе, то есть пошел по пути «Властелина колец». С сагой Питера Джексона «Принца Каспиана» будут сравнивать неизбежно. Дивной красоты природные ландшафты для новой эпопеи тоже снимали в Новой Зеландии. Накладываются друг на друга и отдельные визуальные решения, и (по совпадению) частично сюжеты. Зрелищность в новом фильме, конечно, будет пожиже, но с другой стороны, кто может тягаться с таким мощным предшественником?

На смену почти игрушечному уюту первого фильма пришли побоища с воздушными атаками грифонов с воздуха, каменными ядрами из катапульт, штурмом замка, стройными рядами воинов в броне и конными погонями через реки и напролом через лес...

Сложность заключается в том, что в этом иногда прямо-таки грандиозном эпосе нужно еще найти местечко для персонажей вроде храброго рыцаря мышиного роду-племени или добряка-барсука. Но фильм удачно передает детское непосредственное восприятие, в котором военные стратегии легко уживаются со сказкой, а мальчики и девочки среднего школьного возраста, вооруженные волшебными луками и мечами, чуть ли не штабелями отправляют на тот свет взрослых мужиков в шлемах и кольчугах.

Как известно, цикл о Нарнии, написанный в 1950-е годы (приятелем профессора Толкиена) Клайвом Стейплзом Льюисом, считается апологетикой христианства, чем-то вроде проповеди христианских ценностей на языке иной реальности, мира кентавров, гномов и прочих мифических чудовищ — мира, в котором жертвующий собой и воскресающий бог может явиться только в образе грозного льва. Некоторые и вовсе критикуют писателя за вмешательство в такое интимное дело, как религиозное воспитание детей. Так вот: притчу о вере в «Принце Каспиане» по большому счету обменяли на мальчишеское зрелище с бесконечными стычками и битвами.

С коммерческой точки зрения решение понятно. Что касается художественной, то здесь, безусловно, будут разные мнения. Корреспондент НГС.РЕЛАКС зрелищем осталась довольна и ни секунды не скучала. Но несомненно, будут и те, кто окажется огорчен превращением «Хроник» в чистое развлечение.

Для девочек в новой ленте приготовлены свои приманки — например, карамельный красавец-принц, сыгранный Беном Барнсом двадцати шести лет от роду (вы могли видеть Бена в «Звездной пыли», где он снялся в небольшой роли отца главного героя в юности). Плюс умилительные и убедительные цифровые зверюшки — от воинственных, но трогательных мышей до льва Аслана, который, конечно, вернется. Совсем ненадолго, но все-таки вернется и колдунья в исполнении Тильды Суинтон.

«Хроники Нарнии», с головой ушедшие в войну, конечно, стали мрачнее, и душераздирающих моментов тут хватает: то минотавра, павшего в бою, жалко, то за барсука переживаешь, а уж когда мыши под плач волынок несут на щите храбрейшего из хвостатых... Но создатели фильма все-таки помнят о целевой аудитории, и крови на экране практически не увидишь, да и чудесные воскрешения, к счастью, возможны.


Елена Полякова

читайте также

  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?