«Господа офицеры»: царь среди чужих

Фильм о попытке спасти Николая II обращен не к патриотам, а к любителям старого кино

  • За шляпки с цветами, испуганные вскрики и любовь в фильме отвечает сериальная красавица Анна Азарова.
    За шляпки с цветами, испуганные вскрики и любовь в фильме отвечает сериальная красавица Анна Азарова.Все фотографии

«Господа офицеры» — новая картина режиссера и актера Олега Фомина (снявшего «Мытаря» и недавний «День выборов»). Действие происходит в 1918 году, в последние дни перед расстрелом императорской семьи — ее и пытаются спасти несколько смельчаков, сохранивших верность государю. Трейлеры фильма в кинотеатрах крутили довольно долго. Из них складывалось впечатление, что «Господа офицеры» — это то ли конспиративный триллер, пускающий историю по альтернативному пути, то ли тяжеловесное пафосное кино, перегруженное имперской идеологией.

«Господа офицеры» — новая картина режиссера и актера Олега Фомина (снявшего «Мытаря» и недавний «День выборов»). Действие происходит в 1918 году, в последние дни перед расстрелом императорской семьи — ее и пытаются спасти несколько смельчаков, сохранивших верность государю. Трейлеры фильма в кинотеатрах крутили довольно долго. Из них складывалось впечатление, что «Господа офицеры» — это то ли конспиративный триллер, пускающий историю по альтернативному пути, то ли тяжеловесное пафосное кино, перегруженное имперской идеологией.

Предчувствия не оправдались. «Господа офицеры» оказались приключенческой лентой, прежде всего отдающей дань любви и уважения советским истернам. Все критики, успевшие отрецензировать «Офицеров», вскользь перечисляют основные параллели. Во-первых, «Неуловимые мстители» и «Свой среди чужих, чужой среди своих». Во-вторых, «Хлеб, золото, наган» и «Кто заплатит за удачу?» (последние два фильма сам Олег Фомин назвал в качестве основных источников вдохновения).

«Свой среди чужих» действительно вспоминается часто — монохромные и подернутые дымкой сценки мирной жизни, которые мерещатся герою, выглядят честной прямой цитатой.

А экстравагантный главарь банды, которая здесь тоже, внезапно появившись, путает планы обеих сторон, чудит и красуется не меньше михалковского героя, плюющегося яблоком. Впрочем, нетрудно догадаться, что, воспроизводя стилистику советских фильмов о гражданской войне, «Господа офицеры» отдают свои симпатии другой стороне.

В начале фильма несколько белых офицеров верхом пробираются к контролируемому красными Екатеринбургу — к дому инженера Ипатьева, ставшему последним пристанищем императорской семьи. Информация о намерениях (четкого плана действий у офицеров вообще-то и нет) уже дошла до противника — противник перепугался так, что вместо усиления охраны императора занялся отловом крошечного отряда в близлежащих лесах. Возглавляет операцию специально присланный из Москвы чекист (Анатолий Белый).

Представления о том, что такое женская нагота, с начала ХХ века претерпели значительные изменения.
Из перестрелок и схваток врукопашную, несущихся галопом по лесам коней и захвата поезда и состоят «Господа офицеры». Боевые эпизоды и прочие трюки в фильме выдержаны в той же стилистике старой школы и выглядят не очень современно, но вполне крепко.

Это развлекательное приключенческое кино в чистом виде, практически не отягощенное идеологической нагрузкой.

Если бы основным посылом фильма было перевернуть вверх дном миф о гражданской войне, поменяв местами категории, изначально назначенные Добром и Злом, то «Господа офицеры» были бы удивительно несвоевременным релизом, более уместным для постперестроечного периода. Но в действительности «Господа офицеры» вполне в духе нашего времени стремятся подергать не за патриотические и политические, а за ностальгические и чисто эстетические ниточки в душе своего зрителя. Одним словом, тот самый вкус, тот самый чай.

Но вкус, конечно же, не совсем тот и быстро выветривается — корреспондент НГС.РЕЛАКС должна признаться, что уже через пару часов после просмотра восстановить в деталях историю, рассказанную в «Господах офицерах», не получается. Зато запоминаются притянутые моменты вроде дивной способности узнать в пылу битвы человека, однажды мельком увиденного на расплывчато-желтоватой фотографии с парадным выражением лица.

Характеры героев тоже сплываются в общую массу, а выступив из тумана, оказываются ходячими стереотипами вроде рискующего скатиться в окончательную пошлость образа подпоручика, распевающего романсы под гитару под дулами расстрельного отряда.

Из-за непрорисованных характеров страдает интерес к фильму — ведь то, что миссия провалится, известно с самого начала, а болеть за тени героев в полную силу как-то не получается.

Экшна в «Господах офицерах» куда больше, чем характеров и идеологии.
В репликах персонажей время от времени проскальзывают фальшивые ноты — они с какой-то скучающей монотонностью проговаривают исключительно то, что и положено по всем стандартам говорить представителям их времени и сословия. Грузинский князь, например, практически начинает с реплики «Какая женщина, вах!», а низшие чины старательно зачитывают из сценария «Ваше бродь!», причем звучит это не как скороговорка с проглатыванием букв, а именно как тщательно выговариваемое обращение.

Самым живым и неоднозначным в итоге оказывается не господин офицер, а фанатично служащий революции туберкулезно покашливающий товарищ из ЧК в исполнении Анатолия Белого — образ, конечно, куда лучше отрепетированный в нашем кино, чем положительные белые офицеры.

В целом «Господа офицеры» оказываются куда более симпатичной и достойной лентой, чем можно было ожидать. Но к фонду классики, на который ориентируются «Офицеры», фильм, в общем-то, ничего свежего не добавляет и при всей нежности к оригиналам до их уровня не дотягивает.


Елена Полякова

читайте также




  • В эфире
  • Популярное
Реклама

Опрос

Вы ходите в театр?